Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы развития сферы услуг в России

В качестве специфического вида человеческой деятельности услуга не остается неизменной. Ее изменение происходит под разнонаправленным влиянием комплекса экономических, политических, научно-технических, социально-демографических и прочих факторов. Направления и степень такого влияния от указанных факторов одинаковыми не являются, в особенности на разных этапах эволюции сферы услуг.

Если говорить о современной экономике, то для нее характерно превращение нематериальных ресурсов, например, интеллектуального потенциал общества, предпринимательских способностей, информации, квалификации рабочей силы в важнейший фактор развития. Применение нематериальных ресурсов в структурных преобразованиях национального хозяйства – это неотъемлемая особенность множества стран. Важнейшее выражение указанного процесса состоит в росте значимости сферы услуг в жизни общества.

Начало развития сферы услуг

Изначально услуги существовали в промышленном производстве. Это длилось до тех пор, пока они не выделились в самостоятельную отрасль и особые виды деятельности.

Услуги – это помимо всего прочего и часть работ, которые выполняются домашними хозяйствами.

По мере развития производственных сил они выделились и обособились в самостоятельные виды деятельности, а потом уже в подотрасли и отдельные сферы экономики. Процесс экстернализации имеет довольно длительную историю, которая продолжается до сих пор.

Довольно долго эволюция сферы услуг во всем мире шла незаметно. Только в середине ХХ века специалисты стали отмечать, как быстро стала возрастать занятость населения в данной отрасли. Например, к началу XXI века в ряде развитых стран сфера услуг оказалась преобладающей не просто по численности и доли занятой рабочей силы, но и в составе валового внутреннего продукта. Такое явление получило особое название – «сервисная революция». Специалисты заговорили о сервисизации, в ходе которой все боле и боле усиливалось значение информации в качестве услуги и в виде важного экономического ресурса.

«Этапы развития сферы услуг в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эволюция сферы услуг в России

В нашей стране эволюция сферы услуг происходила крайне медленно. Причиной этого стали различные факторы социально-экономического и политического характера. В условиях административно-командной экономики в России сфера услуг была представлена крайне ограниченным перечнем видов деятельности, которые тщательно контролировались государством. На тот момент приоритетному промышленному производству отводилось второстепенное место в сфере услуг. Это выражалось в остаточном принципе финансирования, низком уровне квалификации сотрудников и в отсутствии клиентоориентированности.

В 1990-х гг. экономическая модель Российской Федерации начала меняться. В результате значимость сферы услуг постепенно начала расти, усиливалось ее влияние на рост занятости населения, а также на повышение качества жизни людей.

Среди политических факторов, которые способны влиять на изменение места и роли сферы услуг в современной России, особенно выделяется группа, которая связана с формированием законодательно-правовой основы предпринимательской деятельности, либерализацией торговли, формированием благоприятного налогово-кредитного режима, с появлением возможности у новых производителей и поставщиков выйти на рынок, а также с активным развитием рыночной и институциональной инфраструктур.

Еще один важный аспект государственной политики заключается в разработке законодательно-правовых основ по вопросам защиты прав потребителей, охраны окружающей среды, осуществляется их стандартизация, сертификация, производится лицензирование некоторых видов сервисной деятельности и пр.

Институциональные преобразования, которые были проведены в процессе экономического реформирования, обусловлены такими процессами, как:

  • приватизация,
  • разгосударствление,
  • появление конкурентной среды,
  • формулирование правил хозяйствования в рамках внутреннего рынка,
  • взаимодействие с мировым рынком,
  • оказание содействия формированию рыночной инфраструктуры.

Разгосударствление в качестве устранения государственной монополии и приватизация в виде способа преобразования государственной собственности в негосударственные формы, наряду с либерализацией ценообразования и демонополизацией внешнеэкономической деятельности стали движущими факторами для формирования рыночной конкурентной среды. При этом поменялись и направления государственного контроля и регулирования, ведь возникла необходимость проверять, как соблюдается антимонопольное законодательство и наличие добросовестной конкуренции, способной обеспечивать равные рыночные условия для всех хозяйствующих объектов.

В силу преобладания во многих видах сервисной деятельности малого и среднего предпринимательства, государство обязано поддерживать его путем создания льготных условий доступа к информационным, финансовым, материально-техническим ресурсам и современным технологиям. Кроме того, должна оказываться помощь в подготовке персонала, в установлении упрощенного порядка регистрации и лицензирования, наряду с предоставлением государственной бухгалтерской и статистической отчетности, налогообложения, а также кредитования субъектов малого предпринимательства. При этом должны разрабатываться и целевые программы, направленные на поддержку предпринимательства на всех уровнях.

За счет экономического роста российской экономики, который устойчиво появлялся с начала XXI в., были созданы предпосылки для обеспечения реструктуризации национального хозяйства, а также для дальнейшего перераспределения первичных ресурсов в отрасли сферы услуг с высокими показателями отдачи отложенного капитала и быстрой оборачиваемостью. Это позволяет увеличивать объем рыночного предложения услуг. Растет их разнообразие, наряду с качеством, а это, в свою очередь благоприятно отражается на увеличении спроса, как у физических, так и у юридических лиц. В свою очередь, возникновение сложностей с платежными операциями, хозяйственными связями, обменом информацией и проблемы с документооборотом вызовут потребность в многообразных ресурсах.

Ускоренное развитие исследуемой отрасли с 2010 года находится под влиянием множества экономических факторов. В силу роста благосостояния и улучшения качества жизни людей возникает изменение структуры потребительских доходов и расходов, включая повышение доли затрат на услуги. В России на современном этапе вместе с разделением труда и повышением его производительности стали причиной изменения соотношения рабочего времени и досуга.

Дата последнего обновления статьи: 25.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot