Общие сведения о малочисленных народах России
Издавна в пределах России проживало множество разных народов и племен. Для каждого народа характерна своя культура, характерное наречие, свои традиции. К настоящему времени некоторые из малочисленных народов полностью исчезли, оставшиеся стали ещё малочисленнее.
Особое место среди малых народов занимают те, кого специалисты в области географии и этнографии называют малочисленными народами Севера Сибири и Дальнего Востока.
Некоторые народы проживают в своих автономных территориальных образованиях, например: Эвенкийский, Ханты-Мансийский, в Архангельской области – Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский и Корякский автономные округа.
Большинство малочисленных народов своих автономий не имеют. Малые народы отличаются не только своей численностью, им сложно сохранить свою самобытность. И сохраняется она только там, где есть свои национальные поселки и занятия традиционным хозяйством.
Оторвавшись от своего народа и растворившись в другом, они становятся русскими, якутами, бурятами. Широкое распространение в России получил процесс этнической ассимиляции и, прежде всего, межэтнические браки и «внесемейная» ассимиляция.
Традиционное хозяйство является очень важной чертой для сохранения малых народов, но в этом и заключается главная трудность. Сегодня в местах обитания малых народов идет разрушение природных комплексов – гибнут пастбища оленей из-за добычи нефти и газа, загрязняются реки и моря, падает спрос на мясо оленей и пушнину.
Большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий изъяты из традиционного хозяйственного оборота. В 1990-е годы среди представителей малых народов с нарушением традиционного уклада жизни развился целый ряд заболеваний и патологий.
Показатели смертности среди них выросли и превысили среднероссийские показатели. Детская смертность увеличилась в 1,8 раза. Увеличились заболевания алкоголизмом и инфекционными болезнями.
Кроме этого в сильном противоречии находятся интересы малых народов, крупных компаний и краевых властей.
В пределах российской территории официальная статистика выделяет 65 коренных малочисленных народов. Их общая численность доходит до 50 тыс., в том числе 13 народов насчитывают всего от 100 до 1000 человек.
Ареал их проживания:
- в пределах европейской части России проживает 6 народов;
- 23 народа – на Северном Кавказе;
- в Сибири и на Дальнем Востоке – 36 народов.
Современное состояние малых народов
Государственная статистика утверждает, что в течение 1990-х годов численность коренных малых народов сокращалась. Навряд ли из этих данных можно получить достоверную картину, потому что сведения касаются сельских жителей выборочных территорий.
Надо сказать, что демографические процессы у разных народов Севера проходят по-разному, поэтому демографическая ситуация будет различной. В результате получается, что текущий учет отражает сокращение численности коренных жителей, в то время как перепись показывает её рост со времени предыдущей переписи.
Далеко не все группы коренного населения численно увеличиваются, есть такие, в которых происходит уменьшение численности. Несмотря на это изменение численности коренных народов по данным переписи более благоприятно, по сравнению с демографической ситуацией в стране в целом.
Данные факты говорят о том, что чиновники, общественность, средства массовой информации в период между переписями используют неполные и, часто, искаженные данные.
Перепись населения, проведенная в 2002 г., показала, что 26 малых народов Севера, имеющих особый статус, заметно уменьшились в 5-ти случаях: сократилась численность орочей, алеутов, алюторцев, удэгейцев и кетов.
Уменьшение по демографическим причинам происходило не везде, количество удэгейцев, например, уменьшилось потому что стали отдельно подсчитывать тазов. Подобная ситуация случилась с орочами – по данным предыдущих переписей, часть народа причислили к орочам и назвали их «ороками». В результате получили сильное сокращение орочей и возросшую численность ороков.
Есть группы со стабильной численностью, потому что уменьшение незначительное:
- коряки;
- негидальцы;
- ульчи.
К разряду стабильных относятся и те группы, в которых произошло незначительное увеличение численности:
- эвены;
- долганы;
- чукчи;
- нанайцы.
На 20 и даже на 30% возросла численность таких народов, как манси, юкагиры, ительмены, ханты, ненцы, энцы и эвенки.
Неоднозначная этническая принадлежность в России по мнению специалистов характерна для 10% населения. Касается это не только крупных городских агломераций, но и малочисленных народов Севера. Например, у ительменов – жителей Камчатки – широко распространены браки с русскими. Перешедшие на русский язык ительмены одновременно себя относят к ительменам, русским, камчадалам. Некоторые относят себя и к корякам.
Совершенно справедливо возникает вопрос, цифра, полученная в результате переписи, действительно отражает численность тех, кто относит себя к ительменам.
Хорошо видна смена этнической атрибуции и у таких народов, как селькупы, эвенки, юкагиры, кеты и др.
Подобные результаты говорят о том, что программа переписи не предусматривает учет двойной или множественной этнической принадлежности. Отсюда в разные годы итоговые подсчеты заметно отличаются. Причину подобных колебаний и отклонений вызывают не только демографические и ассимиляционные процессы, но в большей степени неспособность переписи отразить сложность этнической ситуации.
Жизнь и быт малых народов
В России проживают представители таких народов, о которых не все слышали, а об их существовании даже не подозревали. Их немного, но они сумели сохранить свою культуру, свои традиции. Сумели сохранить самое главное – веру и уклад.
Например, в Карелии живут водлозеры или озерные люди. К нашему времени сохранилось только пять деревень, с общей численностью 550 человек. Несмотря на то, что их прародителями были московские и новгородские переселенцы в Водлозерье продолжают чтить славянские обычаи. Один из обычаев запрещает ходить в лес без предварительного задабривания его хозяина – лешего. Охотники в дар лесному духу приносили убитое животное.
Говоря о малых народах необходимо сказать о семейских. Их быт олицетворяет жизнь допетровских времен. Это старообрядцы, когда-то заселившие Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». По переписи 2010 г. старообрядцев насчитывается 2500 человек. Их культура носит первозданный характер, мало изменившись со времен предков.
С освоением Сибири в XVII веке появилась народность русскоустьинцы – переселенцы из казачества и поморов. Когда-то они создали свою этническую группу, но, несмотря на, сложные условия жизни, им удалось частично сохранить свою культуру и язык.
Первых русских переселенцев XVI века сибиряки называли чалдонами и их потомки тоже носят такое название. Уклад чалдонов похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность этой народности состоит в том, что язык, внешность, культура не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как и другие малые народы, чалдоны постепенно вымирают.
Потомками восточных поморов считаются затундренные крестьяне. Для этих дружелюбных людей, активно вступающих в контакт, характерны уникальная в своем роде культура, вера, традиции. К этой народности в 2010 г. причислили себя всего 8 человек.
Родственные друг другу народы ханты и манси ученые относят к исчезающим народам. Когда-то они были величайшие охотники, и слава об их мужестве доходила до Москвы. В наше время оба народа проживают в Ханты-Мансийском округе. Уклад их жизни, культура и вера издавна строился на основе единения с природой. У них не было разграничения между животным и человеком. На первом месте всегда стояли природа и животные. Их верования говорят, что медведица родила первую женщину, а Великий Медведь подарил людям первый огонь. Лось является символом благополучия и силы, а бобер привел их к истокам реки Васюган. Большое беспокойство ученых вызывают нефтяные разработки, которые негативным образом могут повлиять и на популяцию бобров и на образ жизни целого народа.
На территории Чукотского автономного округа обосновались гордые жители Севера – эскимосы – самый восточный народ России. Их происхождение пока остается спорным. Они верили в существование духов, а христианство их почти не затронуло. Болезни и несчастья приносили как духи-карлики, так и духи-великаны.