Государственное землеустройство представляет собой один из основных видов земельных взаимоотношений, которые основаны на необходимости полностью систематизированной организации землепользования в стране, а также проведения формирования земель в соответствии с законом административных территорий и других землевладельческих объектов.
В решении важной международной задачи грамотного использования земли — самого ценного богатства общества, — выступающей незаменимым инструментом производства в сельском хозяйстве и пространственным фундаментом для развития всех сфер народной экономики, значимая роль отводится именно государственному землеустройству.
Этот вид землевладельческих отношений включает следующие действия:
- формирование новых, а также упорядочение уже существующих земельных участков с ликвидацией чересполосицы и других неудобств в расположении конкретных зданий, уточнение и корректировка границ землеустройства на основе карт районных планировок;
- внутрихозяйственную концентрацию территории совхозов, колхозов и иных сельскохозяйственных организаций, предприятий и учреждений с постепенным введением экономически аргументированных севооборотов и механизмом многочисленных сельскохозяйственных угодий, а также создание мероприятий по борьбе с эрозией почв;
- определение новых земель для промышленного и другого народного освоения;
- изъятие и отвод территорий;
- выявление и изменение городской границы, поселковой черты и предела сельских населенных пунктов;
- осуществление почвенных, топографо-геодезических, геоботанических и других геодезических обследований.
Главную роль для грамотной организации землеустройства играет государственный фонд сведений, полученных в итоге проектирования дальнейшего плана выполнения работ.
Данный актив создается на основе сбора, учета, обработки и хранения документированной информации о проведении землеустроительных мероприятий. Порядок разработки и ведения федерального капитала данных использования определяется только Правительством России.
Целевое назначение земель в России
Рисунок 1. Система землеустройства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Земельный российский фонд — это вся земля, включая также водопокрытую, находящаяся в пределах границ государства.
Хотя территория представляет единый природный субъект, отдельные ее части имеют различные природные характеристики и качества, представляющие большой промышленный интерес, которые целесообразно применять в народнохозяйственных целях.
К земельным участкам сельскохозяйственного назначения необходимо отнести зоны единого земельного фонда, которые используются по собственным природным свойствам, то есть для изготовления важной сельскохозяйственной продукции.
Землями народных поселений считаются владения, которые расположены в пределах административных границ различных населенных пунктов, подразделяющиеся с точки зрения их функциональной задачи на две группы: городские и сельские поселения. Ключевое целевое назначение таких земель — удовлетворение всех градостроительных нужд и потребностей местных жителей.
Земли транспорта, промышленности, обороны, связи, радиовещания, телевидения, космического обеспечения, информатики, энергетики и другого назначения являются участками земельного фонда, предоставленные физическим или юридическим лицам для проведения специальных задач на транспорте, энергетике и в промышленности. Основная цель земли в данных сферах народного хозяйства — служить операционным фундаментом для расположения и функционирования крупных промышленных объектов.
Территориями лесного фонда признаются земельные участки, покрытые непроходимым лесом, а также не покрытые им, но предназначенные для масштабного ведения лесного хозяйства. Лес всегда представляет очень ценный природный инструмент для экономической индустрии, энергетики, как мощный строительный материал.
К водному фонду относятся зоны, занятые ледниками, водоемами, болотами, за исключением лесотундровой земли, гидротехническими и водохозяйственными устройствами, а также территории прибрежных полос, необходимые для их комплексного обслуживания. Их центральное назначение заключается в удовлетворении бытовых, питьевых, оздоровительных и других потребительских нужд.
Проведение землеустройства на государственном уровне
Рисунок 2. Прогнозирование и планирование землеустройства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Землеустройство выступает в качестве важного компонента, соединяющего организационно-правовой механизм управления с использованием методов охраны земель. Оно напрямую связано с проведением тщательного мониторинга земельных участков и кадастра недвижимости, в связи с чем практически все нормативные правовые акты имеют отношение и к нему.
Организация землеустройства состоит из мероприятий, направленных на изучение действительного состояния территорий, планирование и создание рационального применения земель и их комплексной охраны, детализированное описание местоположения и организации грамотного использования гражданами владений для проведения сельскохозяйственного производства. При оценке роли и месте землеустройства необходимо учитывать, что «это не просто определение или изменение границ земель, а решающий фактор кардинального преобразования отношения к народному хозяйству, как к национальному богатству посредством введения разноплановых форм собственности.
Юридическими основаниями проведения землеустройства являются акты, прописанные в Земельном кодексе каждой страны, а также закон «О землеустройстве», которые создают и вводят создании данные в государственный фонд.
Исследование состояния территорий проводится в целях получения достоверной информации об их качественном и количественном состоянии и включает в себя такие виды землевладельческих работ:
- геоботанические, почвенные и другие изыскания;
- анализ качества земель;
- реестр земельных участков.
Землеустройство осуществляется по инициативе исполнительных уполномоченных органов государственной власти, представителей местного самоуправления, владельцев муниципальных земель, землевладельцев или по решению суда. Данные о землеустройстве носят открытый характер, за исключением информации, составляющую государственную тайну, а также сведений, непосредственно относящихся к личности собственников территорий или арендаторов земельных участков.
Управление государственным землеустройством
Изучение и оценка состояния земель проводиться для дальнейшего использования природных ресурсов, являющиеся основным механизмом экономического и рационального регулирования земельных отношений.
Это позволит в ближайшем будущем улучшить оборот землеустройства, совершение определенной платы за земельный участок, становление строительного проектирования. Государственный геодезический надзор за картографической деятельностью проводят специалисты Федеральной службы картографии и геодезии России и ее основные территориальные инспекции.
Эколого-сельскохозяйственная экспертиза тесно связана с экономической оценкой земли. При экономическом анализе различных владений (определении стоимости территорий) применяются различные математические приемы в зависимости от категории исследуемых земель. Оценочные мероприятия регулируется Федеральным законом, а также другими правовыми актами Российской Федерации и ее центральными субъектами.
Следует учитывать, что под оценочной деятельностью понимается работа субъектов определенных фондов, нацеленная на установление в отношении крупных объектов оценки рыночной стоимости. Под этим критерием разумеется наиболее вероятная и объективна цена, по которой изучаемый объект оценки будет отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки поступают разумно, располагая всей важной информацией, тогда на величине стоимости договора не отражаются чрезвычайные обстоятельства.