Поливода как физическая гипотеза

Поливода – это потерпевшая крах гипотеза о существовании новой формы воды, имеющей свойства полимера и уникальные физические свойства. Предполагалось, что свои свойства поливода образует за счет поверхностных явлений.

Другие названия поливоды:

• аномальная вода;
  • модифицированная вода;
  • вода II;
  • вода со сверхплотностью и д.п.

Стартовали исследования поливоды с заявления о ее существовании химика из Костромы Н. Федякина в 1962 году. Позднее исследованиями модифицированной воды руководил академик Б. Дерягин. Впоследствии в 1973 году Дерягиным было опубликовано опровержение всех положительных результатов исследований о существовании данного особого вида воды с объяснением необычных свойств жидкости за счет наличия в ней силикатов.

Свойства поливоды, которые описывал академик Дерягин

Состав воды II определялся обычной формулой $H_2O$. Однако физические ее свойства были существенно отличны от обычной воды. Она считалась:

• обладает большой вязкостью;
  • плотность ее составляет $\rho =1,4$;
  • показатель преломления 1, 48;
  • нелетучей при комнатных температурах;
  • расширяющейся линейно при температурах от $t_1=40^0$С до $t_2=60^0$С;

При температуре, равной $t=-40^0C$ эта вода переходила в состояние стекла из-за роста вязкости.

Была предложена гипотеза о том, что модифицированную воду составляют полимерные молекулы $(H_2O)_p$.

Делались попытки объяснения новых свойств этой воды наличием органических и неорганических примесей.

Ученые лаборатории под руководством академика Дерягина проводили измерения показателей поверхностного натяжения поливоды. При этом получали, что натяжение увеличено в сравнением поверхностного натяжения обычной воды на 2-3%. На основании данного факта делался вывод о том, что поливоду нельзя отождествить с какими-либо известными органическими соединениями.

«Поливода как физическая гипотеза» 👇

Американский ученый Липпинкотт, исследовавший модифицированную воду при помощи спектрально-химического анализа с возбуждением лазером, выявил остаточные следы некоторых элементов в крайне низкой концентрации, которые не помогли пояснить резкие отличии воды II от обычной воды.

С целью определения строения полимерных кластеров воды II применяли целую систему микрометодов физико-химического анализа:

• По изменению давления паров обычной воды в функции концентрации растворенной в ней поливоды выяснили, какова средняя молекулярная масса модифицированной воды. Она составила $\mu=150 \pm30$.
  • Построенная кривая состав – температура фазового расслоения двухкомпонентной смеси вода – поливода при температурах ниже нуля градусов Цельсия, дала такой же результат молекулярной массы воды II.

При этом ученые полагали, что полученная величина молекулярной массы может быть завышена и является средней величиной, в том случае, если полимерные комплексы воды II не являются одинаковыми.

Исходя из полученной молекулярной массы поливоды, был сделан вывод о том, что смеси воды и поливоды в основном присутствуют гексамеры.

Термические свойства поливоды

Было получено, что при температуре меньше, чем $700^0 C$ поливода переходит через парообразование без существенного разложения и не теряет своих необычных свойств.

Если температура воды II будет больше семисот градусов Цельсия, то она деполимеризуется и становится обычной водой.

Выводы относительно термических свойств подтвердили эксперименты американских ученых, которые наблюдали полимерную воду разных температур по инфракрасному спектру.

Группой Дерягина была измерена плотность насыщенного пара поливоды при разных температурах. Точка кипения этого вещества находится около $t=450^0C$. Найдена теплота испарения воды II, которая составила $L=7 \frac{ккал}{моль}$.

Малую величину $L$ объяснили тем, что полимерные комплексы поливоды слабо взаимодействуют между собой.

Ученые предполагали, что имеется еще, как минимум одна, фракция поливоды, которая имеет более высокомолекулярную структуру. Эта фракция поливоды при температуре ниже 350 градусов Цельсия не перегоняется. Но конденсат, который собран после перегонки этой поливоды, должен обладать показателем преломления, который будет близок к 1,48.

Работы иностранных ученых по поиску поливоды

Исследования воды II активно проводились в США и Англии. При этом воспроизводились эксперименты советских ученых по получению растворов поливоды в обычной воде при конденсации паров обычной воды в капиллярах кварца или пирекса. В работах под руководством Пефика был получен раствор с низкой концентрацией и малого объёма. По мнению Дерягина это не дало возможность найти отличия в спектрах поливоды и воды.

При этом Беллами и Липпинкотт в растворах с большей концентрацией такие различия выявили. Эти ученые заявили, что получили чистую поливоду, как и советские исследователи.

Инфракрасный спектр поливоды в этом случае обнаружил две четкие линии поглощения при волновых числах, равных 1595 $см^{-1}$ и 1400 $см^{-1}$. Данный инфракрасный спектр значимо отличается от спектра изученных соединений. Полученные полосы поглощения дали возможность авторами предположить, что полимерные молекулы воды II соединяются симметричной связью: $O-H-O$, энергия которой 40Ккал.

Оценка иностранных ученых согласовалась с наблюдениями ученых из СССР о термической стабильности поливоды.

Термическую устойчивость поливоды ученые объясняли большим барьером активации для разрыва кольца из шести членов с $O-H-O$ связями.

Советские и американские ученые убедительно и наглядно доказывали, что в поливоде отсутствуют посторонние примеси каких- либо веществ.

В США объявили, что физики-теоретики (три независимые группы) провели квантовые вычисления для симметричной водородной связи с атомами кислорода, которая объясняла полимеризацию воды. Были вычислены энергии и длины этой связи, что говорило якобы о кванотовомеханическом обосновании рассматриваемого явления.

Сообщалось, что поливода успешно добывается и изучается в нескольких лабораториях США и Англии.

Многочисленные дискуссии на тему поливоды приходили к заключению о ее существовании.

В 1973-1974 годах авторы трактатов о поливоде опубликовали опровержение своих идей и домыслов. Свойства поливоды оказались вызваны наличием в обычной воде силикатов.

В настоящее время исследования о поливоде приводят как пример лженауки.

Дата последнего обновления статьи: 24.06.2023