Теория физического воспитания школьников
Физическое воспитание – это одно из важнейших направлений в деятельности школы. Физическое воспитание школьников осуществляется в соответствии с уставом школы. В нем подчеркивается, что заботой всех преподавателей, и в частности учителя физкультуры, является охрана здоровья школьников.
В процессе физического воспитания и занятий физкультурой решаются задачи по укреплению здоровья, развитию физических способностей школьников. Еще одна задача, которую преподаватели решают в рамках занятий физкультурой – расширение функциональных возможностей организма, что влияет не только на физическое состояние учащихся, но и на уровень их интеллектуального развития, нравственность и формирование ценностных ориентаций.
Сегодня физическому воспитанию в рамках школьного образования отводят очень большую роль. Дело в том, что физкультура имеет гигиеническое значение, также она обеспечивает рациональный двигательный режим школьника. Школьный период и соответствующий возраст является тем самым временем, когда формируются ценностные ориентации школьника, его взгляд на окружающий мир. В школе он знакомится с друзьями, влюбляется, узнает больше новой информации из различных отраслей. Сидячий формат обучения на уроках должен сочетаться с подвижностью, и поэтому физкультура включена в перечень обязательных дисциплин. ПНа уроках физкультуры помимо подвижных занятий школьники узнают много информации из теории физкультуры:
- Основы физической культуры и спорта;
- Основные направления физкультуры и спорта;
- Ключевые возможности в физкультуре и спорте в зависимости от пола, возраста и уровня подготовки и многое другое.
Школьники могут готовить сообщения о спортсменах или разных видах спорта, могут самостоятельно проводить занятия со своими одноклассниками. Все это – дополнительные формы взаимодействия с одноклассниками и преподавателем. Следует отметить, что организация занятий физкультурой и спортом и организация физического воспитания представляет собой систему взаимосвязанных форм. Уроки и факультативы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивно-массовая работа в школе и внешкольные мероприятия являются частью образовательного и спортивного процесса, в котором могут быть задействованы дети разного пола и возраста. Уроки физкультуры – это основная форма физического воспитания в школе, и уроки ведут специалисты, которые разбираются не только в физических активностях, но также и в том, как преподносить материал. Учителя физкультуры имеют опыт работы с разными детьми, они всегда могут определить тот уровень спортивной нагрузки, которая показана тому или иному учащемуся. Одна из важнейших характеристик учителя физкультуры состоит в том, что он должен всегда контролировать состояние детей, а также должен уметь определять прогресс или регресс, просчитывать риски, с которыми сталкиваются школьники во время занятий.
Роль физкультуры очень велика, однако этот предмет не является особо популярным у школьников. Одни ученики прогуливают уроки физкультуры, другие приходят на занятия со справками о медицинском отводе. Это влияет в целом на здоровье нации. Сегодня занятия физкультурой организуются в соответствии с общими требованиями и стандартами, и эти занятия существуют в школьной образовательной программе не просто так. Они нацелены на стабилизацию образовательного процесса, на то, чтобы учащиеся сочетали интеллектуальные нагрузки с физическими.
Технологии физического воспитания детей школьного возраста
Что касается технологий воспитания в школе, то к ним относятся:
- Игровые технологии;
- Метод проектов;
- Информационно-компьютерные технологии.
Как показывает практика, игровые технологии не теряют своей актуальности, в частности из-за того, что они очень распространены и могут подбираться с учетом возрастных особенностей школьника. Каждому возрасту соответствует определенный набор игр, а сама технология уникальна, так как обычный урок становится для ребенка более увлекательным. Очень важно с раннего возраста прививать ценность физической культуры и демонстрировать ребенку то, насколько физкультура и спорт важны для него, его жизни и здоровья. Ценность игровой деятельности и соответствующей технологии состоит в том, что она учитывает психологическую природу ребенка и специфику педагогического процесса. Таким образом, игры полностью отвечают потребностям ребенка, его интересам, он оказывается вовлеченным во все многообразие игровых технологий. По мере взросления игры становятся более сложными, что позволяет ребенку еще активнее развиваться.
Игра помогает сформировать навыки социального поведения и коммуникаций, а также специфическую систему ценностей. Семья как социальный институт занимается первичной социализацией ребенка, а уже в школе он расширяет свои социальные связи, в том числе во время занятий физкультурой.
Второй метод – это метод проектов, который позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, развить личностные компетенции учащихся, во-вторых – сэкономить время на самом уроке, а также интегрировать процесс обучения. Проекты могут быть совместными с преподавателем, а могут формироваться внутри школьной группы. Технология проектов универсальна, так как она подходит учащимся начальной и средней школы. В старших классах проекты также разрабатываются уже с учетом опыта школьников и их жизненных ориентаций. Также в старших классах в проекты могут быть задействованы младшие классы как объект проектной деятельности.
Информационные компьютерные технологии также используются в организации занятий для школьников. Разница лишь в том, что ИКТ подходят больше для внеурочной деятельности. Например, урок физкультуры – это наглядная практика, где школьники изучают видеоматериалы, знакомятся с документальной хроникой развития определенного вида спорта.