Теоретические основы физического воспитания дошкольников
Теория физического воспитания и развития дошкольников примечательна тем, что она учитывает возможности и способности юного организма, а также потребности дошкольника и его интересы.
В соответствии с этой теорией организуются занятия по физической культуре и спорту, разрабатываются различные формы физических упражнений для физического развития дошкольника. Согласно теории физического воспитания в ДОУ требуется создать оптимальные педагогические условия, в которых будут реализовываться мероприятия для воспитания дошкольника. Когда ребенок усваивает программу обучения, то требуется соблюдение строгой последовательности. Дело в том, что ребенок не может сделать резкий скачок в развитии, его тело и разум развиваются постепенно. Педагоги и родители обязаны учитывать возрастные особенности ребенка, его возможности, особенности каждого периода его жизни. Также крайне необходимо следить за состоянием нервной системы ребенка. Если навязывать ему нежелательные или непосильные нагрузки, то это может привести к нервному напряжению и истощению ребенка.
Физическое воспитание решает комплекс задач, которые направлены на умственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Ребенок с раннего возраста должен привыкать к определенным физическим нагрузкам, эти нагрузки не должны отпугивать его. Это крайне важно для детей, которых готовят к большому спорту, поскольку ребенок должен понимать всю ответственность и осознавать весь тот вклад, который в него делают педагоги. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание педагога направлено на воспитание мыслящего ребенка, который сознательно действует в соответствии со своим возрастом. Также воспитатель должен следить за тем, чтобы ребенок в соответствии со своим возрастом овладел двигательными навыками, чтобы он сумел ориентироваться в окружающем его мире, чтобы он преодолевал препятствия, которые встречаются у него на пути.
Теория физического воспитания дошкольников постоянно развивается, в ней появляются новые знания. Эти знания фиксируются благодаря исследовательским практикам, которые проверяются в детских учреждениях. Теория предполагает разное число программ, пособий и учебников, которые содействуют прогрессу воспитательного и образовательного процессов. Теория физического воспитания и ее развитие способствует совершенствованию физического воспитания детей. Для того, чтобы физическое воспитание детей соответствовало их возрасту и особенностям развития дошкольников, воспитатели и теоретики обязаны:
- Анализировать физическое здоровье детей;
- Оценивать степень двигательного развития ребенка;
- Формулировать задачи физического воспитания и развития детей в определенный период жизни;
- Проектировать конечный результат, то есть желаемый результат, к которому стремится ребенок;
- Прогнозировать возможные риски и трудности, которые встречаются на пути ребенка и воспитателя, когда те идут к достижению поставленной цели.
Методика физического воспитания дошкольников
В физическом воспитании дошкольников специалисты используют несколько основных методов. Первый – это наглядный метод, который обеспечивает яркое и чувственное восприятие социальной реальности и восприятие двигательных упражнений, которые должен выполнять дошкольник в соответствии с уровнем своего развития. Также наглядный метод физического воспитания позволяет активизировать развитие сенсорных способностей ребенка.
Второй метод – словесный. Он обращен больше к внутреннему сознанию ребенка. Словесный метод помогает осмыслить поставленные перед ребенком задачи и сознательно выполнить их. Задачи обычно касаются двигательных упражнений, которые играют значимую роль в усвоении упражнений, их содержания и осмыслении того, какую роль эти упражнения сыграют в жизни ребенка, в его последующем развитии. Слова должны быть простыми и доходчивыми, ведь именно в этом и состоит некоторая особенность ребенка. Не нужно использовать слишком сложные сравнения или слишком сложные термины, которые будут непонятны ребенку.
Практический метод – его используют очень часто, поскольку он связан непосредственно с практической двигательной деятельностью детей. Практический метод обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движений. Дети в дошкольном возрасте в основном все повторяют за взрослыми, поскольку они воспринимают мир очень наглядно. Но в данном случае следует следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнял эти упражнения, чтобы он не делал ошибок и не травмировался. Корректность выполнения упражнений – это гарантия правильного и нормального развития ребенка в будущем.
Еще один метод, который очень часто используют в физическом воспитании дошкольников – это игровой метод. Он очень близок к ведущей деятельности дошкольников, так как дети через игру познают окружающий мир, знакомятся со сверстниками и более старшими людьми. Через игру проще и интереснее адаптироваться ко всему новому, а также попробовать принять на себя новые роли. В спорте и физическом воспитании игра занимает ведущее место, поскольку благодаря ей ребенок может играючи принимать участие в эстафетах и соревнованиях, а также через игру он может соблюдать правила и следовать предписаниям воспитателей, при этом не испытывая излишнего давления извне. Игровой метод дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.