Спортивная тренировка
Спортивная тренировка – это целенаправленный педагогический процесс, который включает в себя такие элементы, как обучение спортсмена спортивной тактике и технике, а также развитие его физических способностей и их совершенствование на различных этапах подготовки.
Цель спортивной тренировки состоит в том, чтобы подготовить спортсмена к состязаниям различного уровня сложности. Спортивная тренировка в большинстве случаев направлена на достижение спортсменом максимально возможного уровня подготовки. Спортивные тренировки всегда организуются в зависимости от того, в чем заключается специфика соревновательной деятельности, а также они могут быть вариативны исходя из текущего состояния спортсмена, уровня его подготовки, наличия возможных травм и рисков. В целом, результат спортивной тренировки – это гарантированное достижение запланированных спортивных результатов, и в данном случае все зависит от отлаженных и скоординированных действий между спортсменом и тренером.
Содержание спортивной тренировки разнообразно и включает в себя:
- теоретическую подготовку;
- техническую подготовку;
- физическую подготовку;
- тактическую подготовку;
- психическую подготовку.
В тренировочной деятельности в целом и, в частности, в соревновательной деятельности все стороны подготовки спортсмена тесно друг с другом связаны, они никогда не изолируются, так как от физического и психологического состояния зависит тактическая подготовка, освоение тактических и технических приемов и теоретического материала. Также все эти стороны представляют собой сложный комплекс, который направлен на достижение наилучших и наивысших показателей спортсмена. Эффективность тренировки доказана, когда промежуточные замеры показателей показывают прогресс спортсмена. В противном случае тренировка должна быть пересмотрена, поскольку отмечают ее безрезультатность и неэффективность. Также замеры могут показывать и обратное: слишком интенсивные спортивные тренировки приводят к переутомлению спортсмена, в результате чего его системы быстро изнашиваются, а организму не хватает ресурсов и времени на то, чтобы восстановиться и вновь приступить к занятиям. В процессе спортивной тренировки тренер и спортсмен решают несколько приоритетных задач, в их числе:
- Освоение тактических и технических приемов для реализации определенных действий в выбранном виде спорта.
- Совершенствование двигательных качеств.
- Воспитание волевых, моральных и психических качеств, которые могут пригодиться спортсмену не только в спорте, но и в повседневной жизни.
- Обеспечение необходимого уровня психической подготовки. Дело в том, что спортсмен всегда находится в состоянии психологического напряжения. Он ощущает ответственность, которая на него возложена, а также испытывает волнение перед крупными соревнованиями. Лишние эмоции всегда мешают, и поэтому специалисты и тренеры занимаются со спортсменом, чтобы в каком-то роде подавить в нем эмоциональные импульсы и закалить психику.
Микроциклы в тренировке
Микроцикл – малый цикл в тренировке. Чаще всего он может продолжаться неделю или около недели и включает в себя от двух до пяти занятий. Микроцикл отличается от других циклов по нескольким важным признакам:
- наличие в структуре микроцикла двух фаз. Первая фаза – стимуляционная, а вторая – восстановительная. По времени они могут совпадать, но только в тренировках для новичков, а не профессиональных спортсменов;
- окончание микроцикла тренировки обычно связано с восстановительной фазой, но при индивидуальном подхода восстановительная фаза может присутствовать и в середине микроцикла;
- занятия повторяются регулярно, при этом последовательность их оптимальная. Занятия разной направленности и разного объема, интенсивность тоже отличается. Это необходимо для того, чтобы за микроцикл проработать все группы мышц и дать возможность получить максимальный и эффективный результат от этой тренировки.
В практике некоторых видов спорта может встречаться от четырех до девяти микроциклов. Их количество определяется тренером, и точно так же тренер может увеличивать количество микроциклов или сокращать их, если отмечает определенные изменения в состоянии спортсмена. Например, выделяют втягивающие микроциклы, которые в сумме дают на организм небольшую нагрузку, но направлены на то, чтобы как бы подвести спортсмена к напряженной тренировочной работе. Обычно применяются для новичком или для тех, кто столкнулся с болезнью и травмой, и теперь восстанавливается и возвращается в спорт. Базовые микроциклы характеризуются большим суммарным объемом нагрузок, хотя сами микроциклы подходят и новичкам, и более опытным спортсменом. Ключевая цель базового микроцикла состоит в стимуляции адаптационных процессов в организме спортсменов, решении главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
Также существуют контрольно-подготовительные микроциклы, специальные подготовительные микроциклы, модельные и подводящие микроциклы. Они могут практиковаться как по отдельности, так и все вместе. Перед началом микроциклов исследуется организм спортсмена, изучается и оценивается уровень его подготовки, после чего тренер принимает решение о том, какие микроциклы будет эффективнее всего ввести к цикл тренировок, а также определяет количество микроциклов. Их преимущество состоит в том, что микроциклы могут давать не слишком большую нагрузку на организм и очень помогают спортсменам размяться, подготовиться к напряженной тренировке или восстановиться после травмы и вновь приступить к тренировкам без риска снова навредить себе. Поэтому микроциклы в тренировках так популярны и востребованы, а тренеры и специалисты готовят различные виды и направления микроциклов.