Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Принципы развития координации движений у детей младшего школьного возраста

Определение 1

Координация движений – это согласование во времени и в пространстве работы отдельных мышечных групп, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение двигательного действия.

Если говорить о том, какие движения выполняются для развития координации, то они могут быть однонаправленными, когда обе руки поднимаются вверх; разнонаправленными (одна рука поднимается вверх, другая отводится в сторону, соответственно движение выполняется сразу в нескольких плоскостях). Развитие координации движений начинается с раннего возраста, развития ее у детей младшего школьного возраста на уроках проводят специальные занятия. Для развития координации в упражнениях ног и рук очень важно учитывать нарастание сложности. Для ребенка младшего школьного возраста движения должны быть упрощенными, которые постепенно становятся все сложнее. Это позволит ребенку постепенно развивать навыки координации и равновесия. Важно давать и упражнения, где руки или ноги, туловище или ноги тренируются изолированно:

  • Сначала ребенок поднимает руки, затем становится на цыпочки;
  • Из исходного положения стоя ребенок тянет руки вверх и наклоняет туловище, руки при этом отводятся в стороны, одна нога выставляется вперед;
  • Упражнения, где происходит смена направления движения (правая рука размещается в сторону-вверх, далее в сторону вниз, левая рука выполняет то же упражнение параллельно).

В младшем школьном возрасте на уроках физкультуры чаще всего используют игровые методы. Они помогают ребенку заинтересоваться в различных видах спорта, также помогает ему воспринимать занятия не как обязательную школьную программу, а как игру. Также в игре ребенок учится взаимодействовать с окружающими, соблюдать правила всех осуществляемых действий. Задачи для школьника постепенно усложняются, движения становятся все разнообразнее, ускоряется и темп. Эти условия являются необходимым для развития координации. Также следует сделать акцент на том, что координация движений невозможна без пространственной ориентировки. Это важный и необходимый компонент любого двигательного действия. Младшие школьники выполняют преимущественно общеразвивающие упражнения, учатся ориентироваться в пространстве. Одновременно в процессе развития навыков ориентации и координации движений участвуют кожные, мышечные и зрительные ощущения. Педагог берет на себя роль руководителя, который указывает, выдает детям команды, а также поясняет каждое выполняемое упражнение.

«Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, целесообразно вводить в регулярную практику выполнение общеразвивающих упражнений, которые способствуют развитию координационных способностей у детей младшего школьного возраста:

  • Движения рук, поскольку руки считаются наиболее управляемой частью тела и находятся в поле зрения ребенка. Здесь приемлемы самые разные варианты упражнений, начиная от простого вытягивания рук и заканчивая упражнениями с предметами;
  • Движения рук, которые могут находиться в поле зрения ребенка лишь частично. Обычно это поднимание рук, сгибания и вращения;
  • Движения туловища в боковой, лицевой и горизонтальной плоскости. Движения должны быть постепенными и плавными, не следует делать резких движений. Ребенок младшего школьного возраста уже достаточно крепко держится на ногах, однако выполнение таких активных упражнений может показать, какие дети достаточно координированы, а какие еще нуждаются в том, чтобы тренировать координацию;
  • Движения ног как вперед, так и назад. Сюда же включаются движения ног в стороны;
  • Движения разных частей тела по направлению к предметам. Чаще всего это повороты к окну, к стене, потому что занятия проводятся в спортивном зале, где присутствует перечисленное. Во время упражнений могут использоваться предметы, например, мяч.

Условия для развития координационных способностей

Координационные способности могут быть как пространственными, так и временными. Для развития временных ориентировок можно использовать упражнения в сопровождении музыки, под командованием учителя (он озвучивает очередность действий и команды по тому, как корректно выполнить то или иное действие). Актуально использование четкого ритмического рисунка (стандартные фразы «на раз – руки в стороны, на два – вниз», «и раз, и два, и три, и четыре»). Не следует ограничивать ребенка в движениях, хорошо заученные упражнения он может выполнять самостоятельно. Большой акцент учителя делают на развитие ловкости, так как ловкость напрямую связана с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок.

Необходимые условия для развития координации ребенка младшего школьного возраста – это постепенность в усложнении задач и разнообразие движений. Еще одно важное условие состоит в том, что движения не должны быть монотонными, а темп обязательно следует постоянно ускорять. Благодаря этому ребенок сможет полностью реализовать свою потребность в активности, он использует всю накопленную энергию, и сделает это не на обыденные движения, а во время выполнения упражнений, которые в дальнейшем определят его состояние здоровья. Важны и внешние условия, в которых занимается ребенок. Так как на этапе формирования координационных навыков ребенок может совершать ошибки, а его действия не на 100% регулируются, то среда вокруг должна быть безопасной. Это важно, ведь ребенок может упасть, столкнуться с другим ребенком, что весьма травматично. Поэтому занятия лучше проводить в светлом и просторном спортивном зале или на свежем воздухе, чтобы площадь позволяла.

Дата последнего обновления статьи: 24.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot