Взаимосвязь научной и методической деятельности в физкультурном образовании
Наука – это сфера деятельности человека, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающем мире и действительности. Цель науки в физкультуре и спорте состоит в том, чтобы производить качественно новые знания и выявлять закономерности.
Научно-методическая деятельность состоит в том, чтобы не просто производить новые знания о физической культуре и спорте, но и выявлять взаимосвязи и закономерности направленного использования факторов, воздействующих на организм индивида для:
- физического совершенствования;
- укрепления его здоровья и, соответственно, воспитания здоровой нации;
- повышения спортивных достижений;
- содействия всестороннему и гармоничному развитию человеческой личности.
Также научно-методическая деятельность способствует формированию более обобщенной теоретической информации в сфере физической культуры и спорта, и в сфере физического воспитания. Необходимо подчеркнуть, что спорт – это не только тренировки, выполнение упражнений и участие в соревнованиях. Физкультура и спорт – это обширное научное направление, в рамках которого изучаются особенности человеческого организма и его пределы, а также представлен теоретический материал, который касается корректности и правил выполнения разнообразных упражнений. Если наука – это общая сфера деятельности, то методика – это совокупность приемов и способов проведения различных видов работы. В системе непрерывного физкультурного общего и профессионального образования научно-методический компонент занимает существенное место. Так, на довузовском этапе доминирующим является методический аспект, на уровне бакалавриата и магистратуры акцент смещается в сторону более научного и обоснованного компонента, на этапе подготовки специалиста научный и методический компоненты неразрывны, они демонстрируют тесную взаимосвязь и даже взаимозависимость.
Научно-методический компонент органично вписывается в содержание профессиональной деятельности. Например, профессиональный спортсмен и тренеры не могут обойтись без теоретического и научно обоснованного материала. Также они опираются на разнообразие методик для создания корректной программы тренировок. Поскольку каждый человек уникален, то и подход к его тренировкам должен быть индивидуальным. Без знания основ, без умения разобраться в методиках и их различиях нет возможности продемонстрировать тот результат, который важен и нужен, те достижения, которые окажутся значимыми. Таким образом, научно-методическая деятельность в спорте играет очень важную роль, так как она способствует подготовке не только высококвалифицированных специалистов, но и помогает спортсменам и тренерам лучше разбираться в понятийном аппарате и подходить к спортивной деятельности не только практически, но и теоретически.
Особенности деятельности в спорте
Научно-методическая деятельность в спорте способствует развитию науки и проведению исследований. Спортивные научные исследования играют не последнюю роль в развитии как самого человека, так и в развитии отрасли. В частности, спортивные научные исследования помогают проверить организм на прочность и изучить его реальные возможности. Исследования, которые имеют прикладную значимость, направлены на раскрытие потенциала, максимальное развитие определенных навыков, которые могут пригодиться человеку и в повседневной жизни, и в спортивной карьере. Самые простые навыки – бег, прыжки, метание предметов.
Спорт – это не только постоянные тренировки, развитие мышц, но и воспитание человека, которое кроется за такими качествами, как выносливость, дисциплинированность, точность, ответственность, лидерство, стрессоустойчивость. Научные спортивные исследования как отдельное направление как раз помогают определить новые способы и приемы тренирован и способствуют разработке более эффективного комплекса упражнений. Это приводит к развитию новых направлений, которые усиливают спортивный приоритет и помогают отдельным спортивным направлениям и в целом спорту России не отставать от других стран. Ключевым направлением спортивных научных изысканий являются совершенствование методик подготовки спортсменов и развития учащихся всех ступеней образования с учетом их возможностей, способностей. Важно отметить, что к каждому человеку нужно найти индивидуальный подход, так как организм уникален, у каждого есть как сильные, так и слабые стороны, а также свои предпочтения, таланты и навыки. Поэтому тренировки всегда имеют персонализированный характер, а тренер должен изучить организм и возможности спортсмена, чтобы подобрать корректную методику и программу тренировок. Без исследований сделать это было бы невозможно, так как отсутствовал элементарный набор понятий и измерений, которые определяют уровень развития организма человека.
Научная деятельность всегда должна сочетаться с практической деятельностью. Комплекс тренировок не берется из ниоткуда, он всегда обосновывается, точно так же обосновываются и все спортивные методики, которыми овладевает индивид в процессе своей деятельности. Тренировки приобретают персональный характер для того, чтобы изучить абсолютно каждого человека, понять его возможности и достичь предела этих возможностей, при этом не навредив индивиду. Цель тренировок и цель каждого тренера – воспитать спортсмена, который будет представлять определенную школу, команду и, в конце концов, страну. И без научных познаний, без представлений о методической части спортивной сферы это невозможно. Проведение исследования в спортивной среде позволяет конкретизировать наиболее эффективные приемы подготовки спортсменов. Какими способами будет изучаться спортивная среда и спортсмен, выбирает тренер или команда специалистов, которые занимаются со спортсменом и видят его прогресс, сильные или слабые стороны.