Скоростные способности
Скоростные способности спортсмена – это комплекс свойств индивида, которые обеспечивают ему выполнение разнообразных двигательных действий за минимальный промежуток времени.
Комплекс скоростных способностей человека можно обозначить более общим термином – быстрота. Сейчас его применяют гораздо реже, но в работе с юными спортсменами более опытные тренеры используют привычную им терминологию. Термин «скорость» применяется в том случае, если речь идет о скорости бега, о скорости плавания. В этих двигательных действиях скорость измеряется в метрах в секунду. Скоростные способности могут зависеть от нескольких значимых факторов:
- от подвижности нервных процессов индивида, то есть от скорости, с которой нервные центры переходят из возбужденного состояния в торможение и наоборот;
- от соотношения мышечных волокон. Значение имеет растяжимость мышечных волокон, насколько велик процент быстрых волокон в мышцах;
- от эффективности внутримышечной и межмышечной координации. Согласованная работа мышц, мышечных групп не должны друг другу мешать, они должны работать параллельно и в согласовании. Благодаря этому можно достичь максимального результата.
Также на развитие скорости зависит степень развития волевых качеств, силы, координации и гибкости индивида. Он должен научиться настраиваться, адаптироваться под постоянно меняющиеся условия, тогда организм больше настроен на изменения, он не отвечает на них стрессом, а скорее аккумуляцией внутренних ресурсов для того, чтобы работа была более эффективной. Гибкость и эластичность необходимы для того, чтобы мышцы быстро растягивались и не травмировались, чтобы они не тормозили действие других мышц.
В спортивной сфере выделяют несколько видов проявления скоростных способностей: элементарные и комплексные виды. К элементарным видам относят способность быстро реагировать на сигнал и внешнее воздействие; простые и сложные реакции, реакции выбора и реакции на движущиеся объекты. К сложным видам можно отнести реакции выбора, реакции на движущийся объект. Скоростные способности являются неотъемлемыми в деятельности абсолютно каждого спортсмена, поэтому с их развития начинается подготовка. Практика показывает, что многие юные спортсмены не могут добиться высоких результатов в беге или прыжках, потому что им мешает плохая техника исполнения, недостаточное развитие двигательных качеств, включая как раз скорость, а еще быстроту и ловкость, выносливость и гибкость.
Методика развития скорости у юниоров
В зрелые годы развитие скоростных способностей практически невозможно или сопряжено с некоторыми трудностями. У взрослого человека годами формируется его собственная привычная скорость, к которой организм уже успел адаптироваться, и поэтому зрелые люди обучаются гораздо дольше, а организм может давать самые неожиданные и негативные реакции.
Методика развития скоростных способностей у юниоров должна основываться на следующих принципах:
- развитие двигательных и скоростных качеств должно осуществляться разновременно, то есть гетерохронно. При этом тренер должен контролировать эти процессы и в определенный момент синхронизировать их. Но, как правило, синхронизация происходит уже в более зрелом возрасте;
- величина годового прироста прогресса различается в зависимости от возраста юного спортсмена. Также прирост прогресса отличается у мальчиков и у девочек, отличаются и относительные величины. Поэтому к каждому ребенку требуется индивидуальный подход, поскольку универсальная тренировка может подойти одним, но при этом совершенно не подходит другим.
Отметим, что у большинства детей показатели разных двигательных качеств, включая скоростные способности, отличаются по уровню освоенности. Даже если рассматривать отдельные показатели скорости и силы, то одни дети могут пробегать короткие дистанции, но это не значит, что эти же дети, оказавшись вне игровых условий, смогут преодолеть ту же дистанцию за такое же время или меньше.
Что касается скоростной тренировки для детей, то обычно тренеры используют несколько методов развития скоростных способностей: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. Метод регламентированного упражнения подразумевает, что тренер задает спортсмену комплекс упражнений, которые могут повторяться на протяжении определенного времени и в специальных условиях. Также применяется метод вариативных упражнений, где определенные упражнения выполняются на протяжении определенного времени, затем достигают максимума, скорость удерживается, а далее интенсивность может снижаться. Соревновательный метод имеет свои преимущества. Одно из них – дети тренируются совместно с другими детьми, они могут тренироваться и соревноваться в парах и командах. Цель – преодолеть расстояние с наибольшей скоростью за малый промежуток времени, при этом сделать это лучше и быстрее, чем соперники. Соревновательный метод хорош тем, что ребенок оказывается в условиях, максимально приближенных к условиям настоящих состязаний. Игровой метод ближе всего детям, так как через игру им проще познать все правила и тонкости соревнований, в игре они могут лучше узнать самих себя, раскрыться, научиться взаимодействовать с другими участниками команды. Это взаимодействие важно и одиночникам, и тем, кто занимается в команде, так как дети социализируются, учатся быть терпимыми и терпеливыми, толерантными и открытыми.
Таким образом, скоростные способности эффективнее развивать у детей младшего возраста, чем у взрослых. Детям хорошо подходит соревновательный и игровой методы, но и более регламентированная методика, которая включает в себя повторение одних и тех же движений, также эффективна. Однако следует учитывать индивидуальные способности ребенка, его пол, возраст, возможные особенности роста и развития организма.