Лыжная подготовка и ее особенности
Лыжная подготовка – это комплекс занятий и упражнений, которые проводятся с целью развития у индивида общей выносливости, способности к быстрому передвижению и преодолению больших расстояний, на лыжах.
Лыжная подготовка предполагает организацию и проведение занятий, в процессе которых спортсмен и тренеры могут решать ряд следующих важных задач:
- Выработка и развитие у спортсмена таких качеств, как выносливость, ловкость и сила. В процессе лыжной подготовки воспитывается мотивация и решительность спортсмена, смелость путем скоростного передвижения на лыжах. Так как лыжная трасса не всегда легкая, а может предполагать преодоление различных препятствий и сложностей, то благодаря этому формируется не только физическая сила, но и сила духа.
- Обучение разным способам и техникам передвижения на лыжах, а именно лыжным ходом, подъемам и спускам, поворотам, торможениям. Лыжная подготовка – это всесторонняя и комплексная тренировка различных групп мышц.
- Обучение строевым приемам с лыжами, на лыжах, подготовка к грамотному отношению к лыжному инвентарю, их сбережению.
Таким образом, лыжная подготовка предполагает не только интенсивные физические тренировки и нагрузки, но и воспитание личностных качеств спортсмена. Эти же качества спортсмен может использовать и в повседневной жизни, что очень важно, так как это закаляет его характер и способствует проявлению личностных качеств в общении с окружающими, в решении противоречивых вопросов и проблем.
Школьная подготовка
Лыжная подготовка является педагогическим спортивным процессом. Обучение проводится в несколько последовательных этапов. Благодаря этому у ребенка есть больше возможностей адаптироваться к нагрузкам, проявить себя, свои способности и возможности. Школьный урок по физической лыжной подготовке может состоять из следующих частей:
- Подготовительная часть урока.
- Основная часть урока.
- Заключительная часть.
Первое занятие по лыжной подготовке, как правило, ознакомительное. Так как в процессе этого занятия ребенок знакомится с лыжным видом спорта, ему демонстрируют инвентарь, рассказывают о пользе лыжной подготовки и о том, какие правила безопасности необходимо соблюдать, чтобы в процессе тренировки не нанести себе физических травм и ущерба. В зависимости от того, насколько успешно и интересно пройдет вводное занятие, будет зависеть желание ребенка остаться и дальше продолжать заниматься на лыжах.
На первом занятии дети учатся, как правильно подготовить лыжное оборудование для преодоления дистанций и трасс, уясняют требования, которым должно отвечать спортивное снаряжение, чтобы лыжная тренировка была безопасной и не нанесла ущерба ребенку;
Занятия в школе проводятся с целью привлечь школьников к занятиям на лыжах, а также увеличения интереса к спорту. Как правило, ребенку может не сразу понравиться заниматься на лыжах, а еще он может в принципе отказаться от занятий, однако он подберет для себя другой вид спорта, благодаря чему с раннего возраста определится, будет задействован в различных соревнованиях. Физическая активность в школьном возрасте способствует успешному сочетанию спорта с умственными нагрузками. Благодаря физическим занятиям на лыжах на свежем воздухе ребенок будет переключать фокус внимания, отвлекаться, снимать стресс, воспитывать различные важные личностные качества. А еще занятия на лыжах способствуют усилению иммунитета, ребенок гораздо реже болеет, а случае заболевания быстрее восстанавливается. Первое занятие на лыжах в школе становится определяющим. Выделяют несколько особенностей обучения. Во-первых, первое занятие проводится в более благоприятных условиях, ребенку пока не разрешают сильно разгоняться, отказываются и от резкого спуска. Упражнения выполняются на пологих и безопасных спусках, в облегченной одежде. Это необходимо для того, чтобы в первую очередь школьник почувствовал себя и собственное тело, прислушался к ощущениям, а не для того, чтобы сразу поставить его на лыжи и с первого занятия начать подготовку к серьезным соревнованиям.
Во-вторых, применяется ходьба по лыжне и целине, но при этом ребенок двигается без палок. Это важно, чтобы он почувствовал лыжи, скольжение. Тренер или учитель может оказывать ему поддержку, чтобы ребенок не упал и имел опору. К площадке имеются свои требования: не должно быть резкого порывистого ветра, но при этом важно иметь возможность проложить хотя бы 1-2 замкнутые лыжни. В центре располагается снаряжение преподавателя, должен быть уклон, но не резкий. Чтобы сэкономить время, избежать травм, рекомендуется проводить занятия на коротких склонах. Учитывается пол и возраст школьников, их вовлеченность в другие виды спорта. Если у ребенка есть уровень подготовки, то он может гораздо быстрее освоиться и на лыжах. Если же подготовки нет и не было, то важна роль тренера, который контролирует все движения ребенка, направляет его, обеспечивает его безопасность.
Лыжная подготовка является одним из направлений, однако многие школы все еще вводят лыжную подготовку в качестве добровольного мероприятия. У ребенка есть выбор – заниматься на лыжах или оставаться вовлеченным только в основную спортивную программу (то есть посещать только занятия физкультурой). При этом у тренера и учителя могут быть рычаги для привлечения ребенка к лыжной тренировке, но он не должен заставлять его, а также не должен настаивать, если ребенок еще не готов, у него имеются противопоказания, или он травмировался во время подготовки. Любые занятия должны быть добровольными, а также для самых маленьких они должны быть согласованы с родителями. Также родители могут приобретать ребенку лыжный инвентарь.