Теории происхождения гимнастики
Гимнастика – это система упражнений и приемов, которые используются для физического развития и воспитания индивида, его образования, активной физической подготовки и восстановления, лечения. Гимнастика включена в список олимпийских видов спорта, а также в список методик для лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Принято считать, что гимнастика возникла в Древней Греции, однако речь идет скорее о концепции физического воспитания, которая была сформулирована греками, и в этой концепции нет и слова о гимнастике. Самостоятельные элементы и комплексы гимнастики появились задолго до нашей эры, они постоянно менялись и совершенствовались, и в современном виде представлены не так давно. В разных странах уделялось внимание разным направлениям и проработкам различных систем организма:
- в Древнем Китае уделялось внимание развитию равновесия, силы и растяжки, так как эти качества считались важными и для души, и для тела;
- в Древней Греции гимнастикой называли физкультуру в целом, то есть гимнастика – это совокупность разнообразных упражнений и комплексов. Гимнастика в Древней Греции включала в себя борьбу и атлетику, верховую езду и бег, плавание и другие виды спорта.
В науке существует две основные теории происхождения термина «гимнастика». Первая – от слова «gymnazo», которое переводится как «тренировать». Вторая теория – от слова «gumnos», что переводится как «нагой». Но во втором случая все доводы в пользу этой теории сводятся лишь к тому, что гимнасты действительно очень часто выступали в обнаженном виде, отсюда и пошло такое название. Однако гимнастика не всегда считалась направлением, которое благоприятно влияет на человека, его тело и разум. Например, первые христиане вообще считали, что гимнастические упражнения – это что-то сатанинское, и что человек создает себе культ тела, забывая о развитии духовном. В 4 веке гимнастическое воспитание оказалось под запретом.
Развитие гимнастики
Несмотря на то, что вокруг гимнастики всегда ходили споры, в древнеримской культуре есть информация о прототипах современных спортивных снарядов. Например, подобие гимнастического коня использовалось у римлян для обучения верховой езде. Повышенное внимание к гимнастике отмечается в Европе в эпоху Ренессанса. В то время гимнастику действительно считали средством для того, чтобы укрепить свое физическое здоровье, а также для укрепления духа. В целом считалось, что гимнастика благоприятно влияет на человека и способствует его гармоничному развитию.
Германия стала родиной появления современной спортивной гимнастики. В начале 19 века Фридрих Людвиг Ян разработан систему физического национального развития. Германия являлась примером для очень многих стран, и за ней многие другие государства (Швеция, Чехия и Французская республика) приступили к разработке национальных систем физического развития. Гимнастические упражнения того времени включали в себя прыжки, гимнастические элементы и использование гимнастических снарядов.
К середине 19 века появляются специализированные спортзалы в помещениях, проводятся первые официальные состязания по гимнастике. Само направление переводят в статус общепризнанного вида спорта, что привлекает еще больше внимания и со стороны любителей, и со стороны профессионалов. Следующие 100 лет – это гимнастическая эра, среди людей начался настоящий ажиотаж. Изначально программа соревнований, система оценивания очень сильно отличались от современных. Состязания проходили на открытом воздухе, сильно отличались снаряды, их размер и внешний вид. Сборные могли выступать с собственным оборудованием, отчего не было единых стандартов.
История российской гимнастики также очень разнообразна и наполнена событиями. Разрабатывалась и обосновывалась отечественная система гимнастики, ее внедряли в практику физического развития и воспитания людей. Прорывом считается открытие в 1896 П.Ф. Лесгафтом курсов гимнастики и создание в 1918 году института физкультуры. Педагогическая система гимнастики Лесгафта признана во всем мире, она лежит в основе современных форм гимнастики и гимнастических упражнений. Особенностями этой педагогической гимнастики являются:
- Цель физического образования состоит в том, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности. Это не приобретение какого-то отдельного навыка, в обретение навыков, которые могут пригодиться и в повседневной жизни. Также важен процесс, а результаты отходят на второй план. Однако, если соблюдается системность занятий, то человек без труда добивается желаемого.
- Строго учитываются половозрастные особенности и иные особенности занимающихся (уровень подготовки, состояние здоровья).
- При любых условиях соблюдаются два принципа – постепенность и последовательность. Всегда начинают с более простых упражнений и простых нагрузок, и по мере наращивания сил наращивается и нагрузка.
- Упражнения должны быть естественными, человек должен выполнять их без риска для своей жизни и здоровья. Это естественная гибкость суставов, мышц, естественная сила, выносливость.
Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием. Как правило, физические упражнения – это не только про силу и развитие тела. Это еще про интеллект, выносливость, развитие личностных качеств. Из спортивной практики индивид может перенимать эти качества в свою повседневную жизнь, что очень важно. Помимо этого, учитываются интеллектуальные способности, навыки тактики и логического мышления. Гимнастика и общие физические упражнения способствуют всестороннему развитию личности. Также гимнастика может стать частью образа жизни человека, так как утренние упражнения и нагрузки становятся обязательным ритуалом.