Развитие физкультуры в России
История развития физической культуры и спорта в России условно делится на три этапа:
- С древнейших времен до 1917 года;
- Физкультура и спорт в СССР – с 1917 по 1991 г.;
- Физкультуры в РФ после 1991 года.
Физические упражнения появились еще у восточных славян, а их возникновение обусловлено тем, что у них были свои идеалы. Богатыри из былин, которые имели идеальную физическую форму – это тот образ, который был примером для каждого. Поначалу физическая подготовка сводилась к форме игрищ. Цель физического воспитания практически до 18 века состояла в том, чтобы осуществить всестороннюю физическую и военную подготовку. Русь была вовлечена в множество войн, и поэтому необходимо было подготовить военных, которые могли бы не только хорошо владеть тактикой и оружием, но и физически превосходили бы своих соперников. Основные источники о физкультуре того времени – это летописи и былины, сказания и сказки, картины с изображением бравых богатырей.
На вторую половину 19 века вплоть до 1917 года приходится пусть и небольшой, но очень насыщенный период в области физической культуры, подготовки и физического воспитания. Следует выделить несколько исторических свершений, которые способствовали развитию физкультуры и спорта того времени:
- Становление естественнонаучных и педагогических основ воспитания, в том числе физического воспитания с раннего возраста;
- Развитие наиболее современных видов спорта;
- Практика физического воспитания не только в специализированных учреждениях, но и во всех воспитательных и образовательных учреждениях.
В тот период с П.Ф. Лесгафтом создается сама лучшая на тот момент система физического образования. Именно им были сформулированы и научно обоснованы основные компоненты и элементы физического воспитания. Наконец конкретно обозначены цели и задачи физического воспитания, основы и принципы занятий физкультурой и спортом, складываются организационные формы физического образования в учреждениях различного уровня. Конечно же, все это предполагает также обоснование материального, технического и финансового обеспечения физического воспитания индивидов разного пола, возраста и первоначальной физической подготовки. Спорт становится более профессиональным, физические занятия и нагрузки – регламентированными и разнообразными, системными.
Возвращаясь чуть в историю: примерно с 1889 года Россия начинает принимать активное участие в деятельности международных спортивных объединений, а физическое воспитание и спорт развиваются в основном благодаря деятельности общественных организаций, члены которых заинтересованы в пропаганде физкультуры и спорта, здорового образа жизни. К 1910 году создаются футбольная и конькобежная, лыжная команды и другие лиги. Русские спортсмены стали постоянными участниками международных соревнований, их успех без сомнения стал примером для каждого: не только можно, но и нужно, просто необходимо становиться частью спорта и спортивного образа жизни.
Физкультура и спорт в СССР
После революции в основу физического воспитания молодежи положен комплекс ГТО – «Готов к труду и обороне СССР».
В тот период спорт стал неотъемлемой частью жизни человека, он вошел в быт народа России. Совсем неудивительно, что в 1939 году был учрежден Всесоюзный день Физкультурника. Этот праздник стал ежегодным, благодаря ему можно не просто вспомнить о спортивных победах России, но и заявить о себе на мероприятиях, вдохновиться успехами великих спортсменов и тех, кто пропагандирует здоровый образ жизни.
Война разделила жизнь людей на «до» и «после», однако после Великой Отечественной войны спорт получил новый виток развития, в частности в приоритете оказался спорт высших достижений. В него вкладывались основные финансовые и технические средства, на это направление также возлагали большие надежды. По сути, в тот период спорт высших достижений взял на себя роль полигона, где соперничали идеологические системы – социализм и капитализм. В СССР сложилась отлаженная и работающая как часы система подготовки спортсменов экстра класса. Она подкреплялась не только материально-технической и финансовой базой, но и научной базой. С 30-х годов по физкультуре и спорту проводили КФК (коллективы физкультуры), организовались спортивный клубы. Они действовали на предприятиях, в учебных заведениях разного уровня – начиная от школ и заканчивая вузами.
В 60-80-е годы в СССР имели место многие массовые формы работы с детьми, и работы эти касались физического развития детей и их приобщения к спортивному образу жизни. Дело в том, что было очевидно: необходимо с ранних лет привлекать ребенка к спортивному образу жизни, чтобы укрепить его тело, иммунитет, отучить от вредных привычек и снизить риск развития опасных заболеваний. Поэтому появился перечень упражнений, в том числе контрольных, которые вошли в комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»). Стоит отметить, что этот комплекс существует несколько десятков лет, но и по сей день пользуется огромной популярностью. Комплекс востребован, занятия вовлекают и юношей, и девушек разного возраста. И дело не только в поощрениях – дело в их личном интересе стать частью столь выдающего мероприятия.
Несмотря на то, что в период существования Советского Союза определенные изменения и трансформации не всегда воспринимались позитивно, изменения в сфере физкультуры и спорта были просто необходимостью. С 70-х годов постепенно меняется направленность и школьной физкультуры, и в целом физической культуры, которая поддерживается широкими массами. Специалисты пришли к выводу о том, что двух занятий физкультуры в неделю недостаточно для того, чтобы решить все задачи в рамках формирования спортивной нации и спортивного образа жизни. Отечественная система спортивного образования имела свои характерные черты и особенности. В частности – направленность на возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений. Но влияние Запада и участие СССР в международных спортивных соревнованиях и мероприятиях сделали свое дело, и в СССР появилось гораздо больше видов спорта и, соответственно, больше возможностей для человека выбрать тот вид спорта, который привлекает его сильнее всего.