Двигательно-координационные способности: определение понятия
Двигательно-координационные способности – это способности индивида очень быстро, точно и находчиво решать двигательные задачи. В особенности важны такие способности для решения сложных двигательных задач и задач, которые возникают неожиданно. Следует отметить, что помимо быстроты и точности большое значение имеют целесообразность выполнения движений и экономия энергии.
Всю совокупность способностей, которые относятся к двигательным и координационным функциям индивида, можно разбить на несколько групп:
- Способности измерять, а затем регулировать временные, пространственные и динамические параметры движений индивида или целой группы;
- Способности держаться в одной статической позе, находиться в равновесии даже под воздействием внешних факторов и раздражителей;
- Способности выполнять действия, при этом не испытывая мышечную скованность или напряженность.
Двигательно-координационные способности, которые относятся к первой крупной группе, могут зависеть от того, как индивид ощущает пространство вокруг себя, как он ощущает время, которое может затратить на выполнение тех или иных действий, насколько адекватно и объективно он оценивает свои мышечные способности и возможности своего тела. Способности, которые относятся ко второй группе, - это способности индивида удерживать свое тело в одном положении в течение длительного времени. Благодаря им индивид не испытывает сложностей в поддержании своего равновесия, он может долго находиться в статическом положении, без проблем балансирует и может предугадать движения своего тела в случае внешних воздействий на него.
Что касается третьей группы, то координационные способности можно разделить на способности управлять тонической напряженностью и координационной напряженностью. Эти способности отвечают за напряжение определенных групп мышц, благодаря чему обеспечивается поддержание определенной позы.
Воспитание двигательно-координационных способностей
Двигательно-координационные способности зависят от нескольких важных факторов:
- От способности индивида точно проанализировать собственные движения;
- От деятельности двигательного анализатора (психическая и неврологическая характеристика);
- От сложности движения;
- От уровня развития физических возможностей и способностей индивида, в частности от его скоростных способностей и гибкости, способности проявлять силу;
- От решительности и смелости индивида;
- От возраста и пола;
- От общего уровня подготовки.
Для воспитания двигательно-координационных способностей в физкультуре и спорте используют несколько методов:
- Во-первых, это стандартные упражнения, которые повторяются для закрепления результата.
- Во-вторых, вариативные упражнения, которые специалисты подбирают для индивида в зависимости от его пола, возраста, уже имеющихся способностей координационного и двигательного характера.
- В-третьих, игровые методы, которые особенно подходят для детей дошкольного и школьного возраста.
- В-четвертых, соревновательные методы, которые интересны и детям, и взрослым. Особенность соревновательного метода заключается в том, что он может сочетать в себе некоторые игровые элементы и одновременно с этим элементы соревнований. Благодаря этому индивид выполняет упражнения и имеет устремления для закрепления уже имеющегося результата.
Как показывает практика, в воспитании двигательно-координационных способностей игровой метод является одним из самых эффективных. В игры добавляют дополнительные задания, выполнение упражнений может осуществляться в ограниченный промежуток времени или в не самых комфортных для человека условиях. Также это может быть набор определенных двигательных действий и упражнений, которые имеют повторяющийся характер.
Соревновательный метод используется в тех случаях, когда человек уже имеет определенный уровень физической подготовки и опыт занятий, поэтому он подготовлен к состязательным упражнениям. Соревновательный метод не используют тогда, когда занимающийся недостаточно подготовлен к выполнению двигательных и координационных упражнений. Такой подготовке уделяют особое внимание, поскольку без нее индивид находится в зоне риска, во время выполнения упражнений он может травмироваться.
В процессе воспитания двигательно-координационных способностей делают упор на постоянное усложнение упражнений. Это происходит за счет изменения пространственных и временных параметров, а также изменения внешних условиях, которые не всегда должны быть комфортными для тех, кто выполняет упражнения. Также изменяется площадь опоры, увеличивается подвижность опоры при выполнении упражнений. Таким образом, занимающийся выполняет упражнения с некоторыми препятствиями, и благодаря этим препятствиям он совершенствует свои способности и улучшает результаты.
Тренер может комбинировать двигательные навыки. Например, сочетать прыжки и ходьбу, ловлю предметов во время бега, упражнения на равновесие, упражнения по сигналу или за очень ограниченный период времени. Воспитание двигательно-координационных навыков имеет очень большое значение и для детей дошкольного возраста, и для школьников. Также эти упражнения полезны для тех людей, которые перенесли травмы и готовятся к реабилитации и восстановлению. При выполнении под присмотром тренера или специалиста такие упражнения безопасны, но если выполнять комплексы самостоятельно, то это может привести к травмам и негативным последствиям, что обязательно следует учитывать.