Срочная и долговременная адаптация
Адаптация – это процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям, в том числе и к спортивным нагрузкам и упражнениям. Адаптация к физическим упражнениям осуществляется на разных возрастных этапах по-разному, что связано с особенностями стадий жизненного цикла человека.
Каждый жизненный этап характеризуется своими особенностями (биологическими и химическими, функциональными, морфологическими, психологическими). Эти особенности необходимо учитывать, поскольку благодаря специальной подготовке адаптация к физическим нагрузкам и упражнениям пройдет менее болезненно, а мотивация к занятиям сохранится на должном высоком уровне. С учетом качественных и количественных изменений в организме человека эксперты выделяют несколько основных возрастных периодов:
- до 10 дней – новорожденный;
- до 1 года – грудной;
- до 3-х лет – раннее детство;
- до 7 лет – первое детство;
- до 12 лет (у мальчиков) и до 11 лет (у девочек) – подростковый;
- до 20-21 года – юношеский;
- до 35 лет – первый зрелый;
- до 60 лет (у мужчин) и до 55 лет (у женщин) – второй зрелый;
- до 75 лет – пожилой;
- до 90 лет – старческий;
- старше 90 лет – долгожительства.
В ходе развития организма человека, его тела и психики выделяют периоды формирования отдельных функций организма. Возрастная периодизация соответствует единым закономерностям, которые были выделены в ходе многочисленных исследований. На основе закономерностей и с учетом их особенностей строится программа обучения детей в школах, вузах, формируются нормы физических и умственных нагрузок. Для взрослых предусмотрены разнообразные сферы физического развития. Взрослый человек вправе подбирать собственную программу занятий и тренировок, а также может консультироваться со специалистами (медработниками и тренерами).
Адаптацию принято разделять на два направления: срочная и долговременная. Адаптивная реакция запускается в тот момент, когда резко меняются условия окружающей среды. Такие условия могут быть не безопасны для организма, в связи с чем он дает ответную реакцию. Чтобы реакция была менее болезненной, организм можно подготовить и натренировать его адаптивные функции. Срочная адаптация проявляет себя в случае неожиданных нагрузок на организм. Обычно это происходит при внедрении в тренировки очень сложных элементов, особенно когда необходимо в кратчайшие сроки подготовить спортсмена к соревнованиям. Долговременная адаптация формируется при регулярном воздействии на организм, тело человека. Долговременная адаптация отличается устойчивостью, она может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности индивида. Если адаптивные функции включились своевременно, то у индивида появляется возможность быстро и практически без негативных последствий включиться в деятельность и сформировать требуемые навыки. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам формируется одинаково и у детей, и у взрослых. Однако если вводить нагрузки с раннего возраста, то у ребенка будет более развита долговременная адаптация. А если взрослый принял решение поменять свой образ жизни и стать спортсменом, то он будет чаще сталкиваться с проявлениями срочной адаптации. Оба вида защищают организм, обучают его, адаптируют, появляется привыкание, которое положительно влияет на функции организма.
Механизмы адаптации
В современной науке выделяют несколько механизмов адаптации к физическим нагрузкам. Первый из них – это пассивный путь, который выражается в выносливости, некоторой толерантности. Индивид понимает, что ему следует смириться с сильнейшим нагрузками ради получения желаемого результата. Так вырабатывается терпение, выносливость, сила духа, и развитые качества могут применяться в повседневной жизни. Второй путь – адаптивный. Он действует на клеточном и тканевом уровне. В профессиональном мире существует мнение о том, что у спортсменов меняется состав крови, клетки и ткани также меняются на внутреннем уровне, а ряд изменений генетически обусловлен, то он качества могут передаваться от человека к человеку. Третий путь адаптации – резистентный. Он способствует относительному постоянству внутренней среды организма, однако в случае резких изменений или необходимости организм может аккумулировать все силы и бросать их в сторону адаптации.
Специфические адаптивные механизмы формируются с возрастом. У человека во взрослом возрасте есть осознание того, что он делает, для чего он это делает и к какой цели он стремится. У ребенка есть направление, которому он следует, мышление более стандартизировано. Соответственно, адаптируется он к условиям, к которым его заведомо готовят. Благодаря адаптации человек в любом возрасте может переносить определенный размах отклонений. Некоторые становятся для него практически незаметными, некоторые отклонения он переносит сложнее. Во взрослом и старшем возрасте некоторые функции начинают постепенно угасать, что влияет и на адаптацию. Пожилые люди становятся более уязвимыми, они не всегда переносят физические нагрузки так, как молодежь. Однако если физические нагрузки привычны, то и в пожилом возрасте человек не откажется от них. Он может снизить степень нагрузки, но во всем остальном он будет поддерживать свое физическое состояние на высоком уровне. Физические нагрузки полезны возрастным людям, так как они помогают бороться с некоторыми опасными заболеваниями, которые свойственны пожилым, а также помогают поддерживать память, скорость реакций.
Механизмы, которые обеспечивают адаптивный характер организма, на более общем уровне могут обеспечить и стабилизацию отдельных функций. Натренированный организм самостоятельно аккумулирует энергию, а также направляет ее именно туда, где она нужна больше всего. Так же можно сказать и про иммунную систему. Человек может лишь поддерживать текущий уровень развития организма, чтобы энергия не закончилась и защитные функции не ослабли. Это можно обеспечить как раз за счет регулярных и полноценных физических нагрузок.