Особенности реализации фискальной политики
Фискальная политика – это направление государственного регулирования экономики через установление и маневрирование налоговыми ставками и изменение их объемов по отраслям и секторам экономики.
Проще говоря, фискальная политика – бюджетная политика. Она связана с оперированием бюджетными средствами, выбором методов и приемов их оптимального расходования, ориентированного на удовлетворение насущных экономических и социальных потребностей.
Целями реализации фискальной политики являются:
- выравнивание колебаний экономического цикла;
- приведение темпов экономического роста к стабильным показателям;
- устранение, минимизация безработицы;
- снижение уровня инфляции и ее темпов.
Фискальная политика регулирует экономическую деятельность, оказывает воздействие на макроэкономические процессы через оперирование государством бюджетными средствами и налоговой нагрузкой. Данное воздействие реализуется через товарные рынки. Государственные расходы выступают важным фактором воздействия на совокупный спрос, который и определяет дальнейшее формирование параметров макроэкономического развития страны.
Реализую фискальную политику и ее различные направления, государство стремится достичь сбалансированности макроэкономических процессов и достичь баланса в экономическом развитии государства.
Фискальная политика реализуется по следующим направлениям:
- Дискреционная политика. Она связана с долгосрочным оперированием налогами и бюджетными расходами через утверждение социальных программ, передачу полномочий службе занятости по реализации государственных заказов на рынке труда, создание системе общественного труда, производство товаров народного потребления и др.
- Политика встроенных стабилизаторов. Она связана с влиянием государственной деятельности в области налогообложения и расходования бюджетных средств на степень налоговой нагрузки и выбор направлений выделения бюджетных ассигнований. Инструментами реализации данной политики являются налоги на доходы, социальные выплаты, пособия по безработице, индексация пенсий и иных доходов.
- Проведение фискальной экспансии. Оно предполагает стабилизацию экономической сферы в период экономического спада через снижение налоговой нагрузки и роста бюджетных ассигнований.
- Проведение фискальной рестрикции. Оно связано со сдерживанием инфляции: снижение ее темпов и уровня через увеличение налоговой нагрузки, снижение бюджетных ассигнований. Происходит сокращение производства, что обеспечивает положительное сальдо бюджета.
Что касается политики встроенных стабилизаторов, то она носит пассивный характер и предполагает координацию экономической сферы без принятия государством каких-то значимых решений, совершения определенных, заранее разработанных действий. Налоговые поступления растут или уменьшаются в зависимости от экономической ситуации, что влияет на бюджетные ассигнования и их объем.
Инструменты реализации денежно-кредитной политики государства
Денежно-кредитная политика – это направление государственного регулирования экономики через регламентацию и координацию финансовых потоков страны.
Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком страны и ориентирована на обеспечение ценовой стабильности.
Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком предполагает:
- обеспечение и сохранение устойчивого финансового развития страны;
- обеспечение максимальной занятости населения;
- рост реального производства;
- формирование устойчивого платежного баланса;
- укрепление курса национальной валюты.
Денежно-кредитная политика направлена на создание в стране условий для устойчивого экономического роста, повышение благосостояния населения и качества жизни граждан.
Основными направлениями денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ является:
- Политика таргетирования. Она ориентирована на управление инфляцией: сдерживание при росте, снижение темпов ее развития, повышение доходов населения. Данная политика предполагает создание в стране стабильно низкого уровня инфляции.
- Операции на валютном рынке. Здесь регулируется курс национальной валюты, производится его приведение в стабильное положение, установление оптимального уровня по отношению к другим валютам. ЦБ проводит деятельность по снижению зависимости страны от внешней рыночной конъюнктуры, обеспечение конкурентоспособности национальной продукции.
Соотношение денежно-кредитной и фискальной политики государства
Из рассмотренных выше особенностей реализации и направлений фискальной и денежно-кредитной политики, можно сделать вывод о том, что они обе ориентированы на обеспечение макроэкономического равновесия, создание условий для устойчивого экономического развития страны, стабилизацию финансового и банковского развития.
Проведение данных политик требует координации действий институциональных структур, т. е. связи государственных органов власти с центральным банков и координация их совместной деятельности.
Политика в области фискального регулирования экономики и оперирования финансовыми потоками страны должна находится на одном уровне развития. Причем, этот уровень должен быть высоким и отражать активную деятельность органов государственной власти, их заинтересованность оперированием финансовых потоков, налоговой нагрузки и бюджетными ассигнованиями.
Инструменты одной политики, ее направления, оказывают существенное влияние на реализацию другой. Потому, при выборе направлений макроэкономического регулирования должна быть проведена согласованная работа.
Рассмотрим соотношение фискальной политики с денежно-кредитной. Оно может проявляться такими вариантами:
- Поддержание ЦБ денежного предложения в стабильном положении. Если, в этот момент государство повышает налоги, желая справиться с бюджетным дефицитом, то это приводит к снижению совокупного спроса – налоги выросли и доходы населения снизились, что снижает и потребительский и инвестиционный спрос. Денежные потоки сокращаются, поскольку доходы упали, а значит и снижаются процентные ставки.
- Поддержание ЦБ ставки процента на стабильном уровне. Если в это время государство повышает налоговую нагрузку, то денежные потоки сокращаются из-за необходимости снижения денежного предложения ЦБ. Если, ЦБ при этом не снизит ставку процента, чтобы сгладить экономические диспропорции, то стимулирование инвестиционной активности не будет реализовано. Это приводит к росту экономического дисбаланса и углублению кризисных явлений в экономике.
- Рост денежного предложения ЦБ. Если государство увеличивает налоги, то совокупный спрос остается на таком же уровне. Это обусловлено тем, что снижается потребление, но низкие ставки процентов стимулируют рост инвестиционной активности, инвестиционного спроса. Рост налогов обуславливает снижение процентных ставок ЦБ.
Таким образом, итоги реализации государством фискальной политики во многом зависят от деятельности ЦБ, от его реагирования на направления реализации фискального регулирования.
Посредством соотношения данных политик создаются условия для решения масштабных экономических задач.