Понятие внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды – это самостоятельные учреждения, ведущие финансово-кредитную деятельность с финансовыми ресурсами, имеющими четко определенное целевое назначение.
В составе финансовой системы Российской Федерации выделяются следующие компоненты:
- государственный бюджет (включая все иерархические уровни),
- внебюджетные фонды,
- государственный долг и государственный кредит,
- финансы организаций разных форм собственности,
- фонды страхования.
Внебюджетные фонды – это важное звено финансовой системы. Порядок их формирования и использования определяется на законодательном уровне.
Внебюджетные фонды предназначены для перераспределения национального дохода в интересах тех или иных групп населения. Государство осуществляет мобилизацию части доходов населения в фонды, а затем финансирует из них проводимые мероприятия.
Ключевые задачи, решаемые внебюджетными фондами:
- расширение масштабов оказания населению социальных услуг,
- обеспечение приоритетных экономических сфер дополнительными ресурсами.
Благодаря внебюджетным фондам появляется возможность обеспечить наращивание производства, преодолеть временную стагнацию и неустойчивый период кризисных явлений.
Роль внебюджетных фондов обусловлена их особенностями и преимуществами:
- органы государственной власти получают доступ к дополнительным средствам, направляемым на вмешательство в хозяйственную деятельность и поддержку предпринимательства. Это особенно важно, когда экономика нестабильна,
- благодаря строго целевому использованию средств из фондов обеспечивается высокая эффективность контроля. Поскольку бюджеты автономны от бюджета и имеют четко закрепленное целевое предназначение, государство должно проявлять особое внимание к их функционированию,
- появляется возможность использовать средства фондов для покрытия бюджетного дефицита (если имеется активное сальдо).
Чтобы решить стоящие перед органами власти задачи, можно выбрать один из двух путей:
- выделить из федерального, регионального или местного бюджета часть средств,
- учредить на основании решения законодательного органа новый внебюджетный фонд, имеющий конкретное назначение.
В российской финансовой системе используются оба подхода.
Если экономическая обстановка меняется быстро, управленческие решения также должны приниматься оперативно. Это касается и вопросов перераспределения финансовых ресурсов. В то время, как возможности использования бюджетных средств определяются решениями законодательных органов, средствами внебюджетных фондов распоряжаются исполнительные органы. Это дает возможность реагировать на ситуацию с большей скоростью, быстрее принимать и реализовать решения. Кроме того, государственный бюджет утверждается в виде закона. Эта процедура предусматривает парламентский контроль. С внебюджетными фондами ситуация проще: они не подлежат непосредственному контролю законодательных органов (в частности, по вопросам соблюдения соответствия между суммами расходования средств и ранее утвержденными показателями). Благодаря этому также появляется возможность более оперативно реагировать на экономическую ситуацию.
В качестве материального источника для внебюджетных фондов, также, как и для других компонентов финансовой системы, выступает национальный доход. По большей части фонды формируются при перераспределении национального дохода. Основными методами мобилизации средств из национального дохода в процессе его перераспределения выступают специальные налоги и сборы, а также займы и бюджетные средства.
В зависимости от того, для чего предназначается фонд, выделяют:
По уровню управления внебюджетные фонды делятся на:
- федеральные,
- региональные.
Большая часть внебюджетных фондов оформлена как юридическое лицо, однако некоторые из них лишь представляют средства на внебюджетном счете. Управление этими средствами поручается иным структурам:
- федеральным,
- региональным,
- муниципальным,
- общественным,
- коммерческим.
Также к внебюджетным относятся фонды, в которых аккумулируются средства разных общественных, коммерческих организаций и средства граждан, к примеру, негосударственные пенсионные фонды.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что внебюджетными признаются любые денежные фонды (за исключением бюджетов), формирующиеся вследствие перераспределения первичных доходов.
Особенности внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды позволяют:
- оказывать влияние на производственный процесс через механизмы субсидирования, финансирования и кредитования организаций и предприятий,
- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируемые за счет специально выделенных источников и собранных сборов, отчислений и штрафов за загрязнение окружающей среды,
- осуществлять социальные услуги населению через механизмы выплаты пенсий, пособий, субсидий, а также финансирования социальной инфраструктуры в целом,
- предоставлять заимствования, в частности, зарубежным партнерам и иностранным государствам.
Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты таможенных и государственных пошлин, а также налогов по основным направлениям деятельности.
Внебюджетные фонды отличаются следующими особенностями:
- решение о формировании принимается органами власти и управления с учетом строгой целевой направленности;
- денежные средства из фондов направляют на финансирование государственных расходов, не входящих в бюджет;
- формирование фондов осуществляется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, их нельзя изъять на какие-либо цели, не предусмотренные законом.