Сущность понятия «финансовая система»
Финансовая система страны — это комплекс финансовых отношений, которые могут возникать между субъектами процесса по распределению денежных средств в рамках государства.
Также под государственной финансовой системой понимают совокупность финансовых отношений, которые в течение определенного периода времени формировались в области государственных финансов. Если говорить об экономической природе финансовой системы, то можно сказать, что финансовые отношения относятся к группе распределительных, при этом распределение денежных средств в большинстве случаев реализовано по отдельным субъектам, которые, в свою очередь, способны создавать фонды денежных средств целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют процессе воспроизводства.
Так, например, такие субъекты могут выступать в качестве обязательных участников, выполнять функции страховых агентов или участвовать в государственном регулировании финансовой сферы. Так, именно роль каждого отдельного субъекта на сегодняшний день рассматривается как один из наиболее важных критериев классификации финансовых отношений.
В настоящее время роль и значение государства как основного финансового института в значительной мере возрастает во всех развитых и развивающихся странах, вследствие чего могут увеличиваться и затраты на его содержание.
Рассмотрим особенности развития финансовой системы КНР.
Особенности и тенденции развития финансовой системы КНР
На сегодняшний день КНР находится на втором месте в мире по ВВП и занимает первое место по численности населения, что делает ее потенциальным лидером на мировой арене, а также отличным объектом для капиталовложений.
Одной из основных тенденций развития КНР можно назвать ее открытие внешнему миру.
Начиная с начала ХХ века Китай вступил в ВТО, благодаря чему был открыт доступ для остального мира к валютным финансовым операциям в китайских банковских структурах и финансовых учреждениях. На сегодняшний день территории, где зарубежным банковским структурам на законодательном уровне разрешено совершение финансовых операций с китайскими юанях, расширено до 40, при этом клиентами, которые обслуживаются в подобных банковских структурах, стали не только экономические субъекты и хозяйствующие единицы, функционирующие на иностранном капитале, и иностранные бизнесмены, но и экономические субъекты, сформированные с привлечением капитала КНР.
Вместе с открытием экономики КНР внешнему миру были предприняты попытки реформирования финансовой системы, а именно некоторым организациям было выдано разрешение на участие иностранного капитала в некоторых коммерческих банковских структурах.
Также в рамках реформирования финансовой системы китайские коммерческие банки начали открывать и свои филиалы в других странах, привлекать иностранных клиентов для совершения различных финансовых операций. На сегодняшний день наиболее масштабную сеть иностранных филиалов имеет Банк Китая.
Стоит отметить, что после того, как Китай восстановил членство во Всемирном банке, он повторно вступил в Международный валютный фонд, благодаря чему были установлены деловые связи с Банком международных расчетов.
На сегодняшний день в КНР функционирует двухуровневая банковская система, при этом первый представлен центральным банком, который носит название Народного банк Китая и комплексов государственных банковских структур, второй уровень формируют коммерческие банковские учреждения, а также региональные и местные банки.
Финансовая система КНР на современном этапе играет особую роль в решении двух наиболее важных проблемах государства: неравенства регионов и так называемой де-глобализации. Стоит отметить, что в настоящее время упомянутое неравенство достигло такого уровня, что между отдельными территориальными единицами становятся заметны огромные различия, что скорее всего в дальнейшем может выступать в качестве одного из мощнейших толчков для развития и решения проблемы неравенства отдельных районов, например, с помощью привлечения финансовых ресурсов региональных кредиторов.
Также в качестве фактора усугубления проблемы неравенства, которую планируется решить с помощью из финансовой системы, стоит рассматривать привлечение инвестиции для технологической модернизации, которые в дальнейшем способны увеличить экономические разрывы между отдельными территориями, но способны принести существенную пользу национальной экономике.
Стоит отметить, что реализуемая инновационная промышленная политика в обязательном порядке должна охватить слаборазвитые территории, но, так как им, как правило, не хватает необходимой концентрации промышленности, квалифицированной рабочей силы и вспомогательных учреждений, это направление пока остается нереализованным.
Решение проблемы неравенства с помощью экономического роста в большинстве случае на натыкается на грандиозные масштабы изменений, необходимых для того, чтобы государство было способно управлять переходными процессами, которые непосредственно с низкоквалифицированными китайскими сотрудниками.
Необходимость стремительного развития системы финансов, а также социальной сфере в КНР отражена в отчёте о работе правительства, представленном Национальному народному конгрессу (НКП) в мае 2020 года. В рамках необходимости такого расчета скорее всего в рамках финансовой системы КНР будет принята очередная «пятилетка», под которой понимают планы на 2021-2025 гг. Стоит отметить, что вопрос обеспечения социального обеспечения тесно связан с развитием финансового рынка, так как страховые премии, как правило, инвестируются в финансовые продукты. Рынки и их институциональная инфраструктура нуждаются в дальнейшем развитии для удовлетворения потребностей как инвесторов, так и заёмщиков. Также наблюдается тенденция усиления надзора над свободным потоком и достоверностью сведений, которое в дальнейшем может в значительной степени препятствовать функционированию финансового рынка.