Сущность суверенных фондов
Суверенный фонд – это государственный инвестиционный фонд, который сформирован из ценных бумаг, касающихся недвижимости, а также прочих финансовых инструментов, которые выражены в иностранной валюте, как правило, в американских долларах или евро.
Некоторая доля финансовых ресурсов таких фондов может быть инвестирована внутри национальной экономики. Инвестирование финансовых ресурсов суверенного фонда благосостояния подразумевает более высокий уровень рентабельности по сравнению с различного рода резервами государства, а также более высокий уровень финансового риска.
Среди наиболее важных целей функционирования подобных фондов можно выделить следующие:
- стабилизация затрат федерального бюджета или стабилизация курса национальной валюты, покрытие дефицитов бюджета;
- снижение различного рода долговых обязательств;
- финансирование будущих расходов, возникновение которых связано с пенсионным обеспечением за счет инвестиционного дохода;
- обеспечение стабильных темпов социально-экономического развития государства;
- формирование некоторой величины сбережений.
На современном этапе развития суверенные фонды имеют в некоторой мере двойственный характер, а именно:
- фискальный, что подразумевает, что с помощью функционирования данных фондов в обязательном порядке должно снижаться налоговое время во время напряженных ситуаций в экономики (кризисы), а также финансироваться дефицит бюджета государства;
- денежно-кредитный. Так, суверенные фонды представляют собой инструмент, с помощью которого возможно контролировать величину денежной массы в обращении. Основной целью функционирования суверенных фондов является обеспечения роста покупательной способности валюты, а также обеспечение оптимального курса национальной валюты. Таким образом, суверенные фонды должны оказывать позитивное влияние на реальные доходы населения.
Проблемы и тенденции развития суверенных фондов
Рассмотрим основные проблемы и тенденции развития суверенных фондов.
На современном этапе развития в качестве таких можно выделить неустойчивость законодательства, регламентирующего бюджетный процесс в целом. На сегодняшний день отечественные суверенные фонды функционируют относительно недолго, несмотря на это изменения, которые затрагивают порядок их формирования, расходования и размещения финансовых ресурсов проводились неоднократно.
Так, начиная с 2018 года вступила в силу четвертая версия бюджетных правил. Стоит отметить, что такая ситуация имеет и некоторые положительные стороны, например, процедура формирования и расходования средств суверенных фондов на постоянной основе совершенствуются. При этом возникает вопрос, а насколько качественным был процесс разработки и утверждения предыдущих правил.
Однако, в настоящее время внимания заслуживает не только пересмотр порядка функционирования суверенных фондов, но и их непосредственное приостановление. Так, с одной стороны, в периоды кризиса это можно назвать крайне необходимой мерой, т.к. в значительной мере способствует росту гибкости основных характеристик бюджета, что в некоторой степени способствует обеспечению бюджетной сбалансированности. Если рассматривать данный вопрос с другой стороны, то приостановление действия некоторых правил, например, в отношении управления нефтегазовыми доходами, что в дальнейшей затруднило возращение к правилам впоследствии, т.к. существовавшие ранее ограничения в отношении управления нефтегазовыми доходами снимались, что в конечном итоге способствовало необоснованному росту расходов государственного бюджета, а также недопоступлению финансовых ресурсов в суверенные фонды, что и произошло в 2010-2012 гг.
Также в рамках развития суверенных фондов необходимо обозначить еще одну важную проблему, а именно недостаточную эффективность расходования и размещения финансовых ресурсов суверенных фондов, что приводит к возникновению рисков для сбалансированности государственного бюджета.
Стоит отметить, что периоды 2009-2010 гг., а также 2019-2020 гг. в истории суверенных фондов являются наиболее значимыми не только для отечественных фондов, но и зарубежных, т.к. в эти годы большая часть развитых и развивающихся государств прибегли к расходованию финансовых ресурсов сформированных ранее резервов для финансирования предпринимаемых антикризисных мер.
Как было отмечено ранее, одной из проблем функционирования суверенных фондов можно назвать частые изменения в бюджетном законодательстве, что предоставило возможно расходовать финансовые ресурсы суверенных фондов не по назначению, что способствовало росту темпов их расходования. Для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем необходимо введение ограничений на законодательном уровне. Иначе говоря, в обязательном порядке должен быть повышен уровень бюджетной дисциплины.
Финансовые ресурсы суверенных фондов сыграли важнейшую роль в решении серьезных экономических проблем, с которыми сталкивалась Россия на протяжении достаточно продолжительного периода времени, в связи с чем закономерен вывод о важности накопленных резервов, с помощью которых возможно в случае необходимости подстраховать бюджетную и экономическую системы в случае подобных шоков.
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос бюджетной дисциплины и следования установленным бюджетным правилам. На данный момент одной из задач, стоящих перед Правительством, является сохранение и приумножение государственных резервов. Кроме выше названной меры в лице повышения дисциплины в отношении растраты средств, решению этой задачи способствовало бы совершенствование политики управления средствами фонда, которой также был посвящен довольно существенный раздел работы, где было выявлено немало проблем.