Что такое Федеральное казначейство?
Федеральное казначейство – это один из органов государственной власти федерального уровня, который в соответствии с действующим российским законодательством осуществляет правоприменительные функции, направленные на исполнение утверждённого федерального бюджета, обеспечение обслуживания исполнения бюджетов отечественной бюджетной системы всех уровней, предварительный и текущий контроль за осуществление финансовых операций с бюджетными денежными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных финансовых ресурсов.
Наиболее приоритетной задачей Федерального казначейства РФ на сегодня является обеспечение достаточности денежных средств для обеспечения непрерывного выполнения платежей по бюджету своевременно и в полной мере.
Стоит отметить, что непосредственно в казначействе наличных денежных средств нет, так как они хранятся в безналичной форме на едином казначейском счете.
Казначейство на федеральном уровне реализуются осуществляет полный контроль за приходные и расходные ресурсы на одном счете, за счет чего и обеспечено соблюдение принципа единства кассы.
Межрегиональное управление Федерального Казначейства находится в Москве, а территориальные органы расположены в областных, краевых центрах субъектов федерации. На сегодняшний день функционирует 85 территориальных отделений.
Стоит отметить, что на первоначальном этапе развития России как отдельного государства Казначейство входило в состав Министерства финансов РФ в качестве одного из его ключевых департаментов. Однако, с 2005 года этот департамент был преобразован в федеральную службу, которая находится в ведении Минфина.
История системы Федерального казначейства
Постановка учета бюджетных финансовых ресурсов в банковских структурах не позволяла в оперативном порядке получать сведения о кассовых расходах и перечислении денежных средств получателям, а, следовательно, отсутствовала возможность эффективно мониторить подобные операции. Также из-за раздельного учета рублевых и валютных позиций был нарушен один из важнейших бюджетных принципов - принцип кассового единства бюджета.
Отсутствие механизмов осуществления контроля за выполнением операций с бюджетных финансовых ресурсов дестабилизировало реализуемую на государственной уровне бюджетную политику и сделало сложным участие главного исполнительного органа РФ в ее реализации. В связи с этим и возникала необходимость учреждения органа, который совместил бы функционал отечественных банковской и налоговой систем.
Таким образом, в 1993 г. постановлением Совета Министров РФ № 864, во исполнение Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» были организованы органы Федерального казначейства.
В рамках принятых законодательных актов на казначейство накладывалась задача «замкнуть» на себе выполнение и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами, а также освободить банковские структуры от задачи ведения детального учета доходов федерального уровня и контроля за целевым их расходованием.
Кризис, который произошел в августе 1998 года наглядно продемонстрировал уровень эффективности казначейской системы, когда все бюджетные финансовые ресурсы, который хранились на счетах в казначейских органах, в абсолютной мере не пострадали. В то же время хозяйствующие субъекты, которые хранили свои финансовые ресурсы в коммерческих банковских структурах, понесли колоссальные потери.
В рамках развития современной системы казначейства можно выделить несколько стадий.
Одним из самых первых этапов можно назвать организация исполнения с 1994 года федерального бюджета по доходам, в рамках которого осуществляется учет поступлений денежных средств в бюджет государства и распределение подобных поступлений на ежедневной основе.
Второй этап развития системы казначейства начался уже в 1995 году и был ознаменован началом контроля исполнения бюджета по расходам. Начало данного этапа связано с открытием органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Подобные счета в большей части открывались в расчетно-кассовых центрах Центрального Банка РФ, а при их отсутствии в прочие финансовые организации. В дальнейшем в рамках второго этапе развития был организован в 1996 году переход на обслуживание получателей бюджетных финансовых ресурсов федерального уровня через лицевые счета, которые открывались получателями в органах Федерального казначейства.
Третий этап начался спустя несколько лет, а именно в 1999 году. Именно в этот период в значительной степени изменился порядок финансирования расходов, которые были связаны с предоставлением социальных льгот нуждающимся категориям населения страны.
2001 год был ознаменован началом четвертого этапа развития казначейской системы исполнения бюджетов, который связан с переходом к новому качеству исполнения бюджетов, базирующемуся на единстве казначейского счета. На этой стадии развития были реализованы мероприятия по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам РФ и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов.
Уже с 2004 года развитие системы казначейских органов находится в тесной связи с реализуемыми на территории РФ административной и бюджетной реформами.
За относительно непродолжительный период, окончательно была сформирована единая централизованная система органов Федерального казначейства России, которая на сегодняшний день эффективно функционирует.
На сегодняшний день в рамках отечественной бюджетной системы внедрено повсеместное казначейское исполнение бюджетов любого уровня, установлены на законодательном уровне рамки кассового обслуживания бюджетов всех уровней.