Сущность понятия «финансовая система»
Финансовая система — это комплекс тесно связанных между собой областей сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых реализовано распределение, формирование и расходование финансовых ресурсов.
Как правило, в любую финансовую систему включены государственные финансовые организации, основной целью существования которых является обеспечение обращения денежных средств и непосредственное регулирование финансовой деятельности.
В настоящее время процесс распределения и перераспределения ВНП, который реализован в рамках финансовой системы, предполагает использование некоторого финансового механизма, в состав которого входит система организации, регулирования и прогнозирования движения финансовых ресурсов, методов формирования денежных средств у экономических единиц, наёмных работников, государства и органов власти.
Стоит отметить, что в ходе распределения и перераспределения ВНП у субъектов финансовых отношений (например, государства, экономических единиц, наёмных работников и органов местного самоуправления) могут накапливать фонды финансовых ресурсов.
Характеристика и оценка финансовой системы России и ФРГ
На сегодняшний день в управлении бюджетным процессом в РФ участвует значительная часть органов государственной власти, при этом главенствующим властным органом в данном вопросе выступает Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее формирования, комплекс бюджетов различных уровней.
В состав организационной структуры финансовой системы РФ входят: государственный бюджет, двадцать один республиканский бюджет (т.е. бюджеты республик, входящих в состав государства), пятьдесят пять краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, десять окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 30 000 бюджетов местного уровня.
В качестве единой правовой базы отечественной бюджетной системы выступает главный закон РФ - Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», а также законы о принятии бюджета различного уровня на очередной финансовый год.
Во всех бюджетах, существующих в рамках бюджетной системы, доходы и расходы отражаются по единой бюджетной классификации, которая представляет собой группировку доходов и расходов с присвоением объектам классификации специализированных кодов, что обеспечивает сопоставимость коэффициентов бюджетов различных уровней.
Среди основных принципов организации отечественного бюджетного процесса можно выделить:
- единство,
- независимость,
- использование балансового метода.
Внебюджетные фонды в рамках бюджетного процесса в РФ характеризуются исключительно целевым назначением, что в полной мере гарантирует расходование финансовых ресурсов на определенные цели.
Таким образом, изучив особенности отечественной бюджетной системы можно сказать, что финансы представляют собой экономические отношения, которые могут возникать в ходе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального богатства в целом.
Основная цель функционирования любой финансовой системы непосредственно связана с ролью такой системы в общем воспроизводственном процессе.
Система финансовых ресурсов государства, как обособленная область финансовых отношений, на сегодняшний день характеризуется некоторыми приоритетами, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства особое место занимают те, которые непосредственно связаны с функционированием государства как отдельного института власти.
Если говорить о немецкой финансовой системе, то ее сущность проявляется через две основные функции, а именно: распределительную и контрольную.
Распределительная функция изучаемой системы связана с тем, что финансы базируются на распределительных отношениях, которые играют важнейшую роль в обеспечении источниками финансирования воспроизводственного процесса, связывая тем самым все его этапы: производство, распределение, обмен, потребление. Контрольная функция финансовой системы выступает в качестве некоторой производной от распределительной.
Стоит отметить, что подобный подход является общепризнанным в мировой практике.
В состав немецкой финансовой системы входит федеральный бюджет как главный бюджет страны, бюджеты 16 земель, общин, различного рода правительственные и внебюджетные фонды, финансы различных учреждений, действующих от имени государства и т. д.
В рамках существующей в Германии финансовой системы низший уровень занимает община, которая выступает в качестве самой маленькой административной единицей в государстве.
Государственный органом Германии, который осуществляет мониторинг и контроль операций, осуществляемых в сфере государственных финансов, выступает федеральная счетная палата. Так, административные единицы в обязательном порядке в установленные сроки передают данные об исполнении бюджета министерству финансов, которое в дальнейшем формирует отчет об исполнении бюджета и передает его в федеральную счетную палату ФРГ. После анализа и изучения сформированного отчета счетная палата формирует свое заключение и передает его в парламент, который и утверждает закон об исполнении бюджета.
Стоит отметить, что в рамках немецкой финансовой системы в бюджете аккумулируется большая часть денежного капитала государства. Данные финансовые ресурсы в первую очередь расходуются на финансирование собственных капиталовложений страны, оставшаяся доля сбережений в форме различного рода кредитов и субсидий направляется на поощрение капиталовложений в реальном секторе экономики.
При анализе немецкой финансовой системы стоит упомянуть налоговую систему Германии, в рамках которой рассматривают прямые и косвенные налоги. Среди основных плательщиков налогов выделяют рабочих и служащих, на долю которых приходится порядка 70% всех налоговых поступлений в ФРГ.