Что такое бюджетный процесс?
Бюджетный процесс - это регламентируемая действующими законодательными и нормативными актами деятельность государственных органов в власти, направленная на формирование, рассмотрение проектов бюджетов федерального, регионального и местного уровня, а также утверждения таких бюджетов и последующий анализ и контроль их исполнения, в т. ч. посредством бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности и проведения внешних ревизий.
Таким образом, участники бюджетного процесса реализуют деятельность по организации, планированию, оперативному управлению, разработке государственных программ, порядке учет и надзора за утверждением и исполнением бюджетом различных уровней.
Среди наиболее важных задач бюджетного процесса на сегодняшний день выделяют:
- аккумуляцию государственных доходов различных уровней – федерального, регионального и местного;
- финансированию исполнения задач и функций государства;
- обнаружение потенциальных материальных и финансовых государственных резервов;
- формирование подробного и точного расчета бюджетных доходов и расходов;
- обеспечение сбалансированности сформированного бюджета абсолютно на всех уровнях;
- согласование бюджета с основными государственными целями и задачами и т.д.
На современном этапе развитии принято бюджетирование «сверху вниз», т.е. от федерального бюджета к местным. Данная форма бюджетирования обусловлена достаточно широким многообразием существующих на сегодняшний день форм собственности, а также отсутствием возможности планомерного развития экономики государства.
На сегодняшний день длительность бюджетного процесса в отношении государственного бюджета федерального уровня составляет порядка трех лет, при этом он складывается из следующих этапов:
- 10-12 месяцев длится процесс формирования, обсуждения и утверждения;
- 12 месяцев длится процесс исполнения бюджета;
- 12 месяцев длится процесс формирования и утверждения соответствующего отчета об исполнении бюджета;
Данный период на сегодняшний день получил название бюджетного цикла.
Стоит отметить, что продолжительность бюджетного процесса регионального и местного уровней, как правило, меньше.
Полномочия участников бюджетного процесса
Под бюджетными полномочиями понимают права и обязанности органов власти различных уровней в отношении принятия нормативных и законодательных документов в сфере бюджетных отношений, а также реализации бюджетного процесса на всех этапах. На сегодняшний день основные задачи и функции участников бюджетного процесса, которые обладают какими-либо бюджетными полномочиями, определяются нормативно-законодательными актами, действующими на территории РФ.
Одним из основных участников бюджетного процесса является глава государства. Для значительной доли полномочий Президента РФ присущ нормотворческий характер. Президент страны, как правило, издает различные указы и распоряжения в отношении вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней, различного внебюджетных государственных фондов, финансирования расходов федерального бюджета, осуществления единой государственной денежно-кредитной политики с наибольшей эффективностью, организации расчетов и т.д.
Законодательные органы власти в рамках бюджетного процесса занимаются рассмотрением и последующим утверждением соответствующих бюджетов различного уровня и отчетов об их исполнении, реализуют надзор и контроль за исполнением соответствующих бюджетов, организовывают и определяют правовой статус органов власти, реализующих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, реализуют прочие полномочия согласно положений настоящего Кодекса и прочих нормативных актов действующего законодательства Российской Федерации в сфере формирования бюджета.
Исполнительные органы государственной власти (а также исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) реализуют функционал по обеспечению своевременного формирования проекта бюджета, вносят его с пакетом необходимой документации и материалами на утверждение уполномоченных законодательных органов власти, занимаются разработкой и утверждением методики распределения и порядка осуществления в случае необходимости межбюджетных трансфертов, реализуют функции по обеспечению исполнения бюджета и своевременного и корректного формирования необходимой бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют прочие полномочия в рамках бюджетного процесса, которые на сегодняшний день регламентируются действующими законодательными и нормативными актами.
Среди наиболее важных бюджетных полномочий органов государственного контроля федерального и муниципального уровня можно выделить;
- реализуют надзор за исполнением соответствующих бюджетов, а также формируют и утверждают, предоставляют заключения в отношении годовой отчет об исполнении бюджетов федерального, регионального и местного уровня, а также осуществляют экспертизы проектов, сформированных уполномоченными участниками бюджетного процесса бюджетов, долгосрочных целевых программ и нормативных, законодательные бюджетного законодательства Российской Федерации. Данный функционал возложен на органы, реализующие функции финансового контроля и организованные соответствующими законодательными органами власти;
- реализуют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Данный функционал возложен на органы, реализующие функции финансового контроля и организованные соответствующими органами исполнительной власти, а также местными органами власти.