Что такое государственные и муниципальные финансы?
Государственные финансы — это комплекс финансовых отношений, которые возникают в реальном обороте денежных средств между государственными органами управления и прочими участниками такого обращения, в ходе которого реализуется формирование и использование централизованных фондов финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств, принятых государством.
Муниципальные финансы — это комплекс финансовых отношений, которые возникают в реальном обороте денежных средств между муниципальными органами управления и прочими участниками такого обращения, в ходе которого, как правило, и реализовано формирование и использование централизованных фондов финансовых ресурсов для финансирования расходных обязательств, тем или иным муниципальным образованием.
Таким образом, муниципальные и государственные финансы различаются лишь уровнем направления их расходования.
На современном этапе развития государственные и муниципальные финансы характеризуются единой ценностной ориентацией, однако, в каждом отдельном случае финансы демонстрируют особенности, которые напрямую связаны со спецификой их функционирования и развития либо в рамках государства (в случае государственных финансов), либо в рамках субъектов государства и различного рода муниципальных образований (в случае муниципальных финансов).
Управление муниципальными и государственными финансами
Управление государственными и муниципальными финансами — это процесс стратегического и оперативного финансового прогнозирования и планирования, исполнения утвержденных планов и финансового контроля.
В качестве объекта управления такими финансами необходимо рассматривать непосредственно финансовые отношения. В качестве субъектов управления признают различного рода органы государственной власти, муниципальные и местные учреждения. Так, например, на макроуровне в качестве субъектов управления финансами можно рассматривать Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ. Если говорить о микроуровне, то в качестве органов управления финансами рассматривают различного уровня финансовые управления, отделы и т.д.
В рамках управления финансами на сегодняшний день выделяют:
- прогнозирование финансов;
- планирование финансов;
- обеспечение выполнения финансовых планов, т.е. так называемое текущее управление;
- финансовый контроль.
В настоящее время управление финансами реализовано посредством разработки и реализации финансовой политики.
На первом этапе управления финансами формируется комплекс финансовых планов, основным методом формирования которых является, в первую очередь, бюджетирование.
На макроуровне в рамках данного этапа разрабатываются различного рода проекты бюджетов всех уровней, начиная с местных и заканчивая федеральными, на микроуровне в рамках данного этапа муниципальными и местными органами власти разрабатываются прогнозные балансы доходов и расходов, различного рода сметы, бухгалтерские балансы и т.д.
Стоит отметить, что качество финансовых планов в значительной мере зависит от точности социально-экономических планов, а также от глубины анализа реализуемой деятельности в прошлые периоды.
Далее на основании принятых финансовых планов, как правило, организуется процесс их непосредственной реализации. Например, на макроуровне данный функционал возложен на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета может быть реализовано на основании отражения всех операций с финансовыми ресурсами и их остатков в системе балансовых счетов.
Отражение всех операций в финансовые ресурсы предусматривает:
- зачисление полученных доходов на единый счет федерального бюджета;
- распределение регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов и формирование соответствующей отчетности и доходах.
Под финансированием расходов федерального бюджета понимают:
- разрешение на выполнение платежей;
- непосредственное выполнение платежей.
На микроуровне муниципальных учреждений под организацией исполнения бюджета понимают исполнение принятых финансовых планов, т. е активное управление активами и пассивами такого учреждения. Под управлением активами на сегодняшний день понимают управление как внеоборотными активами, в рамках которых подразумевается инвестиции в основные производственные фонды, нематериальные активы и т. д., так и оборотными активами, под которым понимают управление запасами, денежными средствами в кассе и на расчетном счету. Текущее управление финансами предполагает принятие управленческих решений в финансовой сфере на основании соответствующих сведений.
Необходимость исполнения принятых финансовых планов требует стимулирования их реализации. На сегодняшний день в большей части преобладают экономические способы стимулирования.
Заключительным этапом управления государственными и муниципальными финансами можно назвать осуществление финансового контроля. Среди наиболее распространенных форм финансового контроля можно назвать предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за расходованием бюджетных финансовых ресурсов реализован, как правило, на макроуровне. Федеральное казначейство контролирует осуществление операций с бюджетными финансовыми участников бюджетного процесса, координирует деятельность прочих органов исполнительной власти в ходе реализации функций финансового контроля.
Министерство финансов РФ, в свою очередь, реализует так называемый внутренний контроль за расходованием бюджетных финансовых ресурсов главными распорядителями, распорядителями и получателями таких ресурсов; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием хозяйствующими единицами, экономическими субъекта бюджетных кредитов, бюджетных ссуд инвестиций.