Региональный бюджет – это форма аккумулирования денежных средств в централизованный фонд и их последующего расходования региональными органами государственной власти ради достижения поставленных перед ними целей.
Бюджет региона
Материальной основой для непосредственного осуществления административно-государственного управления (т.е. для выполнения государством своих функций) зачастую выступает бюджет. Бюджет – это достаточно сложная категория. Чтобы лучше ее понять рекомендуется рассмотреть ее как совокупность следующих характеристик и определений:
- бюджет – это централизованный фонд денежных средств;
- бюджет – это финансовый план доходов и расходов за определенный период;
- бюджет – это закон, документ, которым утверждаются доходы и расходы определенного административно-территориального образования на плановый период.
Собственный бюджет должно иметь каждое административно-территориальное образование. Оно может существовать на различных уровнях – местном, региональном, государственном, международном.
Особый интерес представляет региональный уровень, поскольку регион можно рассматривать как самодостаточную систему, отличающуюся целостностью и связанностью элементов, а именно – предприятий, социальных объектов, инфраструктуры, населения, органов управления и т.д. С точки зрения экономического развития и политического устройства регион – это узловой элемент общественной системы.
Основные сведения о расходах региональных бюджетов
Бюджетный процесс на региональном уровне осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства, которое имеет силу и на федеральном, и на местном уровнях. Согласно этому процессу, работа над региональным бюджетом состоит из следующих стадий – составление, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль над исполнением, составление и утверждение бюджетной отчетности.
Работа над региональным бюджетом по сути состоит из двух частей. Одна часть связана с доходами бюджета, т.е. с поступлением средств от уплаты гражданами и организациями налогов и с получением прибыли от ведения хозяйственной деятельности. Другая часть связана с расходами бюджета, т.е. с тратой денежных средств в связи с выполнением органами власти своих функций.
Расходы бюджета играют большую роль в социально-экономическом развитии общества. В частности, бюджетные расходы являются составной частью как валового внутреннего продукта страны, так и совокупного спроса. Именно расходами бюджета (их объемами, направлениями, эффективностью и т.д.) определяется результативность государственного управления и, как следствие, благополучие населения.
Расходы бюджетных средств (в том числе на региональном уровне) осуществляются по следующим направлениям:
- общегосударственные вопросы;
- национальная экономика;
- национальная оборона и безопасность;
- правоохранительная деятельность;
- здравоохранение;
- образование;
- социальная политика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- физическая культура и спорт;
- средства массовой информации;
- культура и искусство;
- обслуживание государственного долга;
- межбюджетные трансферты.
Работа с расходами регионального бюджета должна вестись с как можно большей эффективностью. Это касается всех стадий бюджетного процесса, в том числе стадии составления или планирования бюджета.
Способы совершенствования планирования расходов бюджетов
Планирование бюджета, его доходов и расходов является важной стадией бюджетного процесса. Во многом от степени успешности осуществления этой стадии зависят итоговые результаты бюджетного года. Отсюда следует необходимость в постоянном поиске средств и возможностей для совершенствования бюджетного планирования.
В настоящее время многие региональные бюджеты составляются и планируются на основе использования затратного подхода. Как показывает практика, затратное бюджетирование ориентировано, в первую очередь, на имеющиеся ресурсы, а связь между ресурсами и прямыми результатами их использования практически отсутствует.
Это непременно приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим региональным органам власти рекомендуется внедрить в собственную практику бюджетного процесса такую управленческую технологию, как бюджетирование, ориентированное на результат.
Благодаря данной технологии, в первую очередь, учитываются стратегические цели и тактические задачи, ожидаемые социально-экономические результаты деятельности государственных организаций. Это становится возможным в результате разработки специальных программ, которые представляют собой комплексы мероприятий, взаимоувязанных по достигаемым целям, привлеченным участникам, срокам выполнения и выделенным ресурсам.
Программами устанавливаются прямые и конечные результаты их реализации. Эти результаты характеризуют бюджетные расходы, которые были совершены по данному направлению. Кроме того, в программах утверждаются специальные целевые показатели, которые позволяют оценить степень достижения запланированных результатов.
Таким образом, региональный бюджет приобретает программный характер, поскольку подавляющая часть его расходов распределяется между конкретными программами и мероприятиями, входящими в них. Использование технологии бюджетирования, ориентированного на результат, и программно-целевого метода расходования бюджетных средств позволяет увязать расходы бюджета с социально-экономическим развитием территории и достижением ключевой цели, а именно – повышением качества жизни населения.
Причем в этих условиях бюджетное планирование может осуществляться на среднесрочную и долгосрочную перспективы. А результативность бюджетных расходов будет в лучшей степени подвержена финансовому контролю.