Состав и структура финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система - это совокупность отдельных, но взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.
Категория финансов относится к сложному общественному явлению. Они включают в себя разнообразные обменно-распределительные отношения, находящие отображение в денежных потоках. Единая сущность этих отношений объединяет совокупность отдельных элементов, обладающих характерными признаками и особенностями. Исследование финансов включает как целостное понимание их сущности и общественной роли, так и детальное усвоение определённых форм. Благодаря выделению конкретных форм финансовых отношений выделяются компоненты финансов. В совокупности эти элементы определяют финансовую систему. Подобно другим системам, она не сводится к простому набору отдельных элементов, а выступает как совокупность взаимосвязанных элементов с однородными признаками.
Финансовая система отображает методы и формы конкретного воплощения финансов в экономике страны и тесно связывается с задействованный экономической моделью.
В зависимости от того, какой признак закладывается в основу членения финансовой системы, она может быть представлена в разном структурном понимании.
Если за основу классификации принимается фондовый признак, выделяют централизованные и децентрализованные финансы.
В состав централизованных государственных финансов входят: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование, государственной кредит.
Государство формирует, распределяет и использует централизованные фонды. Источники средств для них жёстко определены. Возможные направления расходования средств задаются законодательно-правовыми актами. Применительно к децентрализованным финансам такой жёсткий контроль за финансовыми потоками отсутствует. Организации действуют на основе принципа хозяйственной самостоятельности, ответственности и самофинансирования. Домохозяйства тоже могут сами определять структуру своих доходов и расходов. Децентрализованные финансы характеризуются определенной свободой и независимостью, хотя нормативное регулирование тоже присутствуют, например, в виде налогообложения и контроля за законностью проводимых операций.
При разделении по сфере финансовых отношений можно указать:
- финансы экономических субъектов по экономическим отраслям, секторам, финансы участников фондового рынка и банковско-кредитных организаций,
- финансы государства различных уровней: федерального, регионального, муниципального,
- фонды частного и государственного страхования,
- финансы домохозяйств.
С точки зрения управления в структуре финансовой системы выделяют:
- основные системные элементы, такие, как финансы государства, финансы организаций и предприятий, финансы домохозяйств,
- вспомогательные элементы системы, такие, как финансы страховых групп, банковских кредитных организаций, участников рынка ценных бумаг.
Институциональная структура финансовой системы предполагает деление на уровни: федеральный, уровень субъектов федерации, муниципальный уровень, уровень хозяйствующих субъектов.
Финансовая система делится на звенья исходя из различий в задачах, которые ставятся перед каждым звеном, а также методах формирования и использования денежных фондов. Тем не менее, финансовая система является единой, поскольку базируется на общем источнике ресурсов во всех звеньях.
Звенья финансовой системы Российской Федерации
Первым звеном финансовой системы являются общегосударственные финансы, представляющие собой систему денежных отношений, обеспечивающих формирование централизованных фондов денежных средств и использование их в целях реализации государственных функций за счёт распределения и перераспределения национального дохода. Национальный доход создается хозяйствующими субъектами. В составе общегосударственных финансов выделяют бюджетную систему и государственный и муниципальный кредит.
Бюджетная система занимает центральное место в российской финансовой системе. Благодаря ей образуются фонды денежных средств государственных и административно-территориальных образований. В российской бюджетной системе выделяют три уровня:
- федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов,
- бюджеты субъектов федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов,
- местные бюджеты.
В совокупности бюджеты трех уровней образуют консолидированный бюджет.
Под государственным и муниципальным кредитом понимают отношения, в рамках которых Российская Федерация, субъект федерации или муниципальное образование выступают в роли кредитора или заёмщика.
Финансами хозяйствующих субъектов называют экономические отношения, выражаемые в денежном измерителе и возникающие в ходе учреждения этих организаций, ведения ими производственной деятельности, оказания услуг и выполнения работ, реализации продукции, формирования внеоборотных и оборотных активов, привлечения источников финансирования, распределения и использования доступных средств.
Финансы домашних хозяйств представляют собой совокупность отношений, возникающих в связи с созданием и использованием фондов денежных средств и финансовых активов, которые требуются для обеспечения жизнедеятельности членов домохозяйства.
С экономической точки зрения в качестве домашнего хозяйства рассматривается группа лиц, которые совместно принимают решения экономического характера в ходе совместного формирования и использования фондов денежных средств. Лица, входящие в домашние хозяйства, чаще всего связаны родственными отношениями. Домашнее хозяйство может быть представлено одним лицом, которое самостоятельно и независимо формирует личный бюджет. Домашние хозяйства вступают во внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние финансовые отношения складываются между членами домашнего хозяйства, а внешние - с иными контрагентами.