Что такое социальная сфера?
Социальная сфера — это система экономических единиц, учреждений и прочих субъектов, которые несут ответственность за уровень благосостояния населения. Также к социальной сфере можно отнести продовольственные магазины, общественный транспорт, организации, предоставляющее коммунальные услуги, учреждения здравоохранения и образования.
Ни в одной из сфер деятельности государства ломка социалистической системы СССР не оказалась такой болезненной как в сфере социального обеспечения. Падение объемов производства, структурные дисбалансы, возникшие в национальной экономике и кризис централизованных финансов в значительной степени сократили возможности маневра в социальной сфере и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными секторами. Сложившаяся ситуация способствовала замедлению реформирования социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.
Одной из наиболее важных задач государств в лице Правительства РФ, органов субъектов РФ и муниципальных органов власти в сфере социальной политики является практическая реализация прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг, которые регламентируются самым главным законом государства – Конституцией РФ, , а именно: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых категорий населения (в том числе инвалидов, детей, пенсионеров).
Острой проблемой в решении данного вопроса является то, что финансирование социальной сферы в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходы которых в последнее время существенно сократились.
Также в качестве одной из проблем социальных финансов можно рассматривать отсутствие системы планирования затрат для финансирования социальной сферы, которая бы была способна обеспечить действительно эффективное расходование ограниченных государственных финансовых ресурсов.
Среди наиболее приоритетных направлений реализации государственной политики в сферы социального обеспечения можно выделить следующие:
- создание для всех групп населений (дееспособных граждан) благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности, а также развития предприимчивости для поддержания необходимого уровня благосостояния;
- усиление так называемой адресной социальной поддержки социально незащищенных групп населения, например, инвалидов, детей, пенсионеров;
- реализация комплексных мероприятий и специальных программ в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики снижения уровня безработицы в стране;
- реализация реформ в социальной сфере, которые были базировались в первую очередь на эффективном сочетании принципов платности и безвозмездности услуг здравоохранения, образования, культуры и т.д.
Финансы социального сектора
Способы финансирования социального сектора должны способствовать увеличению уровня экономической эффективности. В рамках макроэкономической эффективности в социальной сфере понимается, что общество тратит на развитие человеческих ресурсов достаточно финансовых ресурсов, но не настолько много, чтобы вытеснить прочие не менее важные направления экономической деятельности. В данном случае очень важно найти баланс между развитием человеческих ресурсов и прочими направлениями вложений. Макроэкономическая эффективность непосредственном связана с распределением всего объема финансовых ресурсов между различными программами: денежными пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров и т.д.
В качестве третьего немаловажного аспекта финансирования социального сектора можно рассматривать воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна быть выстроена таким образом, чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие на мотивации населения к труду, т.е. социальное обеспечение в форме льгот и различного рода выплат не должно быть избыточным.
Финансовое обеспечение социальных обязательств на сегодняшний день осуществляют за счет централизованных государственных финансов, финансов хозяйствующих субъектов, а также домашних хозяйств. Роли, финансовые обязательства и ответственность всех участников финансирования социальной политики в значительной степени зависят от принятой модели хозяйствования, достигнутого уровня жизни населения.
Стоит отметить, что во время СССР финансирование социальной сферы осуществлюсь за счет денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Для значительной доли граждан, которые обладали небольшим, но в то же время стабильным доходом, социальные услуги были бесплатными, но при этом существовал некоторый дефицит качественных услуг. Стабильность доходов основной массы населения определялась низким уровнем, даже отсутствием безработицы и пенсиями по старости.
В последнее время, в экономике РФ финансовые обязательства государства по обеспечению социальной политики в большей степени стали распределяться между государством и домашними хозяйствами, роль экономических единиц на сегодняшний день сокращена. Социальная инфраструктура и социальные фонды хозяйствующих субъектов в рыночных условиях снижают конкурентоспособность продукции за счет удорожания издержек, что способствует массовой передаче социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на баланс местных бюджетов.
Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государство в социальной сфере. Задача социальной политики во всех странах с переходной экономикой - должным образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальной защищенности. Для обеспечения финансовой стабильного системы социальной защиты, очень важно укреплять и развивать аппарат сбора налогов и обязательных платежей, обеспечить рост институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь деятельности в социальной сфере и негосударственные предприятия.