Понятие финансового контроля
Государственный финансовый контроль (ГФК) - это комплекс экономико-правовых мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью надзора за соблюдением хозяйствующими единицами и органами государственной власти правовых норм в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Наиболее важная роль в организации финансового контроля со стороны государства отведена основному закону – Конституции страны. Основные положения законодательства в области ГФК в значительной степени зависят от типа государства, уровня его экономического развития, соотношения форм частной и государственной собственности.
На современном этапе развития ГФК охватывает все каналы движения финансовых ресурсов, которые в той или иной степени связаны непосредственно с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления, и целевым расходованием.
Контролирующие органы, реализующие деятельность от имени государства, вправе производить различного рода ревизии и проверки как в государственном секторе, так области частного бизнеса в случае, если таковые обусловлены общенациональными интересами.
В настоящее время финансовый контроль, как правило, рассматривают с двух сторон, а именно:
- в качестве строго регламентированной деятельности организованных на уровне государства контролирующих органов власти, направленной на контроль за соблюдением действующих законодательных и правовых актов и финансовой дисциплины функционирующих хозяйствующих единиц;
- в качестве важнейшей составляющей управления финансовыми ресурсами и денежными потоками в целом как на макро-, так и на микроуровне для обеспечения целесообразности и эффективности осуществления тех или иных операций с финансами.
Роль и значение финансового контроля
Также ГФК можно определить как структурную составляющую комплекса финансового контроля, который, в свою очередь, представляет собой подсистему взаимосвязанных методов и мероприятий, осуществление которых направленно на решение поставленных задач, и реализуемых различными государственными органами и их обособленными подразделениями и филиалами.
ГФК в значительной мере способствует обеспечению реализации в государстве единой финансовой, а также денежно-кредитной политики, защиты финансовых интересов как государства в целом, так и отдельных граждан, и хозяйствующих единиц.
В рамках осуществления ГФК реализуется функция контроля государства за:
- формулированием и расходованием финансовых средств государства;
- функционированием органов власти, которые осуществляют государственную финансовую политику;
- соответствием действующему законодательству порядка привлечения и расходования финансовых ресурсов частных лиц и экономических субъектов банковскими и прочими финансовыми структурами;
- организацией непосредственно денежного обращения и фондового рынка, движением финансовых ресурсов государства в данной область, законностью предоставления от имени государства различного рода льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и законностью мероприятий, осуществляемых банковскими структурами, по привлечению и использованию финансовых ресурсов частных лиц и экономических субъектов;
- исполнением принятых международных финансовых обязательств и величиной государственного внутреннего и внешнего долга.
Также в рамках ГФК осуществляется проведение различного рода финансовых экспертиз проектов законодательных и правовых актов, которые непосредственно оказывают влияние на формирование и использование государственных средств, или предусматривающих расходы таких средств. Также в рамках финансового контроля со стороны государства реализуется проверка своевременности и полноты формирования финансовых государственных ресурсов, их сохранность, эффективность и цели расходования, финансовые результаты использования активов, принадлежащих государства, корректность и эффективность расходования предоставленных государством или под его гарантии заемных финансовых ресурсов.
По результатам ГФК в случае обнаружения несоответствий действующему законодательству осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение возврата незаконно расходованных финансовых ресурсов и поступления доходов от их использования в соответствующие бюджеты.
Перспективы финансового контроля
На сегодняшний день отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной и исполнительной власти, принятие которого выступает в качестве наиболее важного вопроса организации ГФК в РФ. Также одним из наиболее важных вопросов является также выбор органа власти, который был бы наделен статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, на законодательном уровне закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. На сегодняшний день не решен вопрос о необходимости внедрения основополагающих нормативных актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.
В настоящее время остро стоит вопрос низкого процента возврата бюджетных финансовых ресурсов по результатам выполненных ревизий и проверок, что говорит о недостаточной эффективности ГФК. В связи с этим очень важно осуществить комплекс мероприятий по увеличению уровня результативности контрольных мероприятий, реализация которых направлена на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований действующего законодательства при исполнении бюджетов и внебюджетных фондов, повышение ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контролирующих органов.