Юридический статус государственного бюджета
Роль бюджета государства в Российской Федерации - это влияние, которое оказывает государственный бюджет на происходящие в стране социально-экономические процессы.
Как федеральные, так и региональные бюджеты принимаются в виде законов. При этом бюджеты представляют собой законодательные акты особого рода. Законы, которые традиционно относят к финансовому праву и финансовому законодательству, которые регулируют государственные финансы, базируются на принципе императивности. Это значит, что всё, нашедшее отражение в законодательных нормах, должно точно и неукоснительно исполняться. В противном случае наступает юридическая ответственность, следуют санкции уголовного, административного или бюджетного характера.
Если речь идёт о бюджетной дисциплине, это выполняется лишь частично. В конце финансового года законодательно закрепляются корректировки бюджетов. Именно дополненный и исправленный бюджет выступает в роли объекта отчета об исполнении. Иными словами, исполнительная власть отчитывается не по принятому ранее в законодательном формате бюджету, а за исполненный по факту, всегда не совпадающий с принятым изначально вариантом.
Даже описанные в текстовой части бюджета ключевые параметры являются прогнозными. Это относится к:
- объему валового внутреннего продукта,
- общему объему доходов, я в том числе по категориям,
- уровню инфляции,
- бюджетному дефициту.
Параметры бюджета на более отдаленную перспективу, например, на следующий двухлетний период, носят еще более прогнозный характер. Итак, закон содержит индикативные показатели, являющиеся относительно выполняемыми, но не в полной мере определяемыми действиями органов, на которые возложено исполнение бюджета.
Юридическая неопределенность ещё сильнее проявляется по отношению к приложениям к бюджету. Приложения к бюджету многочисленны, среди них есть документы, предполагающие неукоснительное исполнение. К этой категории относятся:
- нормативы, по которым распределяются доходы между уровнями бюджетной системы,
- методики, по которым рассчитываются различные виды межбюджетных трансфертов,
- особенности администрирования доходов, получаемых бюджетами бюджетной системы,
- бюджетные классификации,
- специфика использования бюджетных средств в ходе взаимодействия с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в рамках государственно-частного партнерства и сотрудничества по государственным контрактам,
- параметры государственного долга.
Другие приложения не содержат правовых норм, а являются документами стратегического планирования. В качестве примеров можно привести:
- основные направления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, таможенно-тарифной политики,
- прогнозы социально-экономического развития отраслей, регионов и страны в целом, составленные в нескольких вариантах: базовом, консервативном и оптимистическим,
- прогнозные показатели по торговому балансу,
- долгосрочные прогнозные характеристики бюджетов,
- реестры и параметры государственных программ.
Все эти документы важны, но они имеют гибкий характер, и если они не будут исполнены, это не повлечет юридическую ответственность.
Социально-экономическое значение бюджета государства
Рассматривая бюджетные особенности, можно заключить, что бюджет представляет собой основной инструмент реализации государственной финансовой политики, материальную базу и индикатор для целеполагания, планирования, прогнозирования и программирования социально-экономического развития государства, его субъектов и муниципальных образований, экономических отраслей, сферы муниципального и государственного управления.
Бюджет выступает как документ целеполагания. Это связано с тем, что через финансы определяются цели, приоритеты и направления обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития.
Во многом бюджет является прогнозным документом, поскольку он обеспечивает деятельность по разработке научно обоснованных представлений по вопросам рисков социально-экономического развития, направлений, результатов и показателей социально-экономического развития через определение конкретных потоков финансов.
В соответствии с определением, бюджет представляет собой документ планирования, поскольку он является финансовым планом государства. Исходя из бюджетных возможностей определяется деятельность по разработке и реализации мероприятий, осуществляемых правительством, федеральными органами исполнительной власти и другими уполномоченными органами.
В современном бюджетировании базовым является программно-целевой принцип. Это значит, что приоритеты и цели социально-экономического развития определяются через взаимоувязанные по срокам и целям реализации государственные и муниципальные программы. При этом объемы необходимого финансирования и источники ресурсов определяются через бюджетные расходы. Соответственно, государственные программы в обязательном порядке обеспечиваются ресурсами, в том числе финансовыми, для достижения целей реализации государственных функций, целей и приоритетов государственной политики в той или иной сфере.
Стратегическая система планирования обеспечивает доступность финансовых возможностей для того, чтобы механизм согласованного взаимодействия участников стратегического планирования стабильно функционировал в соответствии с принципами стратегического планирования. Это позволяет заключить, что бюджет - это документ стратегического планирования, содержащий документированную информацию, которую разрабатывают, рассматривают и утверждают органы государственной власти или местного самоуправления.
Бюджет в материализованном в концентрированном виде отражает цели социально-экономического развития как состояние социальной сферы и экономики, определяемое в качестве ориентира деятельности участников стратегического планирования. Такое состояние должно характеризоваться качественными и количественными показателями.