Пенсионная система РФ
Пенсионная система - это комплекс формируемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые регламентируют предоставление частным лицам при наступлении определенных событий материального обеспечения в форме пенсии.
Действующая на сегодняшний день в России пенсионная система подразумевает наличие значительного количества разновидностей пенсий, которые на законодательном уровне могут быть проклассифицированы по различным признакам.
В настоящее время в РФ приняты следующие виды пенсий:
- трудовая пенсия, которая может быть выдана по различным основаниям, например, по старости, инвалидности или потере кормильца;
- пенсия за выслугу лет;
- социальная пенсия, которая выплачивается лицам, не имеющим права по каким-либо причинам получения трудовой пенсии;
- негосударственная пенсия.
В настоящее время отечественную пенсионную систему нельзя назвать совершенной. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, важно увеличивать размер выплачиваемых пенсий, а с другой стороны необходимо снижать нагрузку на бизнес, который выступает в качестве основного плательщица взносов в Пенсионный фонд РФ.
Реформирование отечественной пенсионной системы
Реализация пенсионной реформы является одним из важнейших приоритетов социальной политики государства. От того, насколько качественно и оперативно будет решена такая задача, зависит и решение совокупности проблем макроэкономического плана.
В наиболее развитых государствах на сегодняшний день система построения пенсионной системы оказывает непосредственное влияние на показатель как уровень сбережений, а, следовательно, и на масштабы инвестиционного процесса в целом.
Отечественная система до осуществления ряда реформ была построена по принципу распределения. Достаточно продолжительный период времени считалось, что такая система идеальна и ни в коем случае не может быть заменена, что осуществлять обеспечение жизни населения пенсионного возраста возможно исключительно за счёт перераспределения ВВП между поколениями.
Однако, примерно15 лет назад очевидность эффективности подобной системы распределения была поставлена под сомнение в большинстве развитых и развивающихся государствах. На сегодняшний день в большинстве государств пенсионная система основывается на принципе накопления, либо на сочетании принципа накопления и распределения.
Необходимо заметить, что пенсионная система является основным базовым показателем устойчивого социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь, нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любого государства, а косвенное влияние оказывает на интересы фактически всего трудоспособного населения. Так, в настоящее время на территории РФ проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов.
Таким образом, необходимость реформирования отечественной пенсионной является весьма актуальной на сегодняшний день.
Среди наиболее важных проблем пенсионной системы можно выделить увеличение уровня пенсионного обеспечения населения, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование устойчивого источника государственных доходов.
Проблемы и перспективы пенсионной реформы РФ
На сегодняшний день можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы пенсионной системы:
- на территории РФ принята так называемая патерналистская пенсионная система (государство — работник — пенсионер), в рамках которой традиционно отсутствует заинтересованность со стороны работодателей и непосредственно сотрудников (будущих пенсионеров) в формировании собственного пенсионного капитала. Специалисты и аналитики в последнее время отмечаюттенденцию роста дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и его финансовой зависимости от федерального бюджета, т.е. сумма нынешних государственных пенсионных обязательств не совпадает с суммой полученных страховых взносов со стороны населений. Отмена ЕСН и замена его на страховые выплаты, а также введение в работу административного механизма, который непосредственно связан с налогообложением ФОТа сотрудников, в пенсионной системе не дало ожидаемого эффекта и не решило острую проблему дефицита пенсионного бюджета;
- страховые выплаты на смешанной основе сокращаются;
- отсутствует равноправное участие социальных партнеров, в т.ч. главных плательщиков страховых взносов - работодателей, в управлении фондами обязательного пенсионного страхования населения.
- досрочные пенсии в большинстве случаев финансируются из общей суммы страховых взносов, что, в первую очередь, связано с тем, что на территории РФ крайне мало профессиональных пенсионных систем. Стоит отметить, что на сегодняшний день потенциал негосударственных институтов в пенсионной системе нельзя назвать достаточным.
Для эффективного решения перечисленных выше проблем необходимо реализовывать на постоянной основе оптимизацию расходов, которые непосредственно связаны с деятельностью Пенсионного фонда РФ, а также разработать и внедрить в действие трехуровневую пенсионную систему, направленную в большей степени на персонализацию пенсионных накоплений, популяризировать социальные программы. Однако, с другой стороны в связи с реформированием пенсионной системы значительно вырастет и размер социальных расходов государства, т.ч. за счет сохранения пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию при вредных условиях труда. Необходимо отметить, что в таком случае в значительной мере возрастает налоговая нагрузка на трудоспособное население. Поэтому важно проводить комплексный анализ принципов, механизмов и их последствий совершенствования отечественной пенсионной системы, который, в первую очередь, базируется на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходе, осуществлять учет и реализацию пенсионных прав, а также своевременно и полной оценивать социально-экономических последствий проводимых реформ.