История развития автострахования в России
Развитие системы страхования автотранспортных средств в РФ – это совокупность этапов эволюции взаимоотношений автовладельцев и страховщиков, обусловленный ростом количества автотранспорта и загруженностью дорожных сетей.
До Российской Федерации идея страхования автогражданской ответственности шла почти век, при том изначально наша страна не отставала от западных первопроходцев. Идеи о разработке страхования автотранспорта витали еще в 1924 году, но дальше разговоров дело не зашло.
Весомым пунктом в становлении страхования в СССР обозначилось постановление Совета Министров «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое приняли в 1984 году. По этому документу в СССР появилось страхование «авто-комби», страхующее авто, груз и пассажиров.
Однако непосредственно страхование ответственности автовладельцев появляется только в 1991 году, да еще и на добровольной основе, а обязательным оно становится только в 2002 году, да еще и вводится поэтапно.
Работать программа начала с 1 июля 2003 года, но первые полгода за отсутствие полиса страхования отсутствовали штрафы, в то время как сейчас за заведомое отсутствие полиса накладывается штраф от 500 до 800 рублей и запрет на эксплуатацию транспортного средства.
Также по закону об ОСАГО, с 1 июля 2003 года для прохождения обязательного государственного технического осмотра или оформления автомобиля в органах ГИБДД нужно было предоставить полис ОСАГО. С 1 января 2004 года эксплуатация автомобиля без полиса и вообще запрещена.
Обязательное страхование автогражданской ответственности: принцип действия
По полису обязательного страхования автогражданской ответственности владелец транспортного средства страхует свою ответственность перед третьими лицами. Иначе, при его вине в ДТП, когда пострадал автомобиль другого участника, нанесен вред иному имуществу (например, дорожному ограждению) или здоровью и жизни других участников движения, страховая компания выплачивает потерпевшим компенсацию затрат на восстановление имущества и реабилитацию пострадавших.
В настоящий момент объем страховой суммы, согласованный Правительством России, это 400 тысяч рублей. Данная сумма разделяется на две части: возмещение вреда, нанесенного имуществу и возмещение вреда, нанесенного здоровью. В случае, когда пострадавших больше двух, на компенсацию нанесенного ущерба выделяется максимум 240 тысяч рублей, а если же пострадавший один - 160 тысяч рублей. Подобным образом варьируется и сумма возмещения ущерба, нанесенного имуществу: если потерпевших двое - будет выделено максимум 160 тысяч рублей, а одному выплатят - не более 120 тысяч. Добровольно страхователь может поднять сумму компенсации ущерба, купив услугу дополнительного автострахования (ДСАГО).
Виновнику ДТП при таком страховании страховая компания не возмещает ничего.
Становление АвтоКАСКО и принципы его работы
АвтоКАСКО - это добровольное страхование транспортного средства от угона, хищения и ущерба.
Компенсация по АВТОКАСКО происходит, если происходит ДТП, если на машину воздействуют какие-либо стихийные силы или же третьи лица. Страховая компания возлагает на себя восстановление автомобиля или выплачивает страхователю компенсацию ремонта. Цена КАСКО страховки напрямую связана:
- Стоимость автомобиля
- Марка
- Угоняемость
- Наличие франшизы
- Стаж водителя
- Возраст авто
У разных компаний разные понятия о страховом случае. Это значит, что с договором автострахования надо ознакомиться внимательно и выбрать страховщика с наиболее выгодными условиями. Иначе возможны неприятные «подводные камни».
Конец восьмидесятых - начало девяностых годов является основной точкой отсчета становления КАСКО. Этот рынок оформился фактически с момента открытия западными компаниями своих филиалов и представительств в России. Именно они привили культуру страхования своих авто. Конечно же, автомобили посольств и консульств иностранных государств подлежали страхованию и до этого, но их объем в автопарке страны был крайне незначителен. Сразу же культура страхования принята не была, но эти ценности, несомненно, упали в благодатную почву, дав хотя бы повод задуматься о терминологии:
- Страхованием автотранспорта считается комплекс видов страхования от рисков, возможных на автотранспортном средстве.
- Объектами страхования могут быть автомобили и перевозимые ими грузы.
- Автотранспортные средства - механизированные и другие средства моторного и автомобильного транспорта. Страхованию подлежат автомототранспортные средства, которые могут быть зарегистрированы органами ГИБДД МВД РФ. Кроме того, возможно застраховать объекты водного транспорта, зарегистрированные в органах водного контроля.
Застраховать транспорт может кто угодно:
- российские граждане
- иностранцы
- лица без гражданства
- юридические лица в любой форме.
Варианты обязательств страховщика перед страхователем можно сформулировать следующим образом:
- Полная компенсация ущерба.
- Частичная компенсация ущерба.
- Компенсация только при стихийном бедствии, похищении, ДТП или угоне.
- Компенсация ущерба после взрыва, пожара, ДТП.
Выявление размера причиненного ущерба происходит на основании страхового акта и прикрепленных к нему ряду документов, получаемых у ГИБДД, органов милиции, следственных органов, пожарного надзора, судебных органов, медицинских учреждений и других организаций, способных фиксировать причиненный ущерб и имеющих достаточные права для этого.
Компенсация, выплачиваемая страховой компанией, ограничивается размером причиненного и зафиксированного ущерба, но при этом не должна превышать сумму, оговоренную в страховом договоре, что опять же подразумевает тщательное изучение всех условий договора страхования.