Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы повышения финансовой грамотности населения

Все предметы / Финансы / Проблемы повышения финансовой грамотности населения
Содержание статьи

Что такое финансовая грамотность?

Определение 1

Финансовая грамотность – это система навыков, приобретаемых отдельным человеком в ходе финансового образования в школе и высших учебных заведениях, которые на практике могут быть освоены и проверены в течение всей жизни.

В настоящее время термин «финансовой грамотности» выходит за рамки политических, географических границ, а потребность в финансовом образовании населения растет в геометрической прогрессии с каждым годом. Финансовая грамотность способствует изменению отношения к личным финансам, личному капиталу, управлению ими, заставляет своевременно думать о своем будущем, планировать потребности в финансах в течение всей жизни, а не только в течение одного месяца.

Финансовую грамотность необходимо рассматривать как на постоянной основе изменяющееся состояние принципов, знаний и навыков, на которые может оказывать непосредственное влияние как возраст человека, его близкое окружение, менталитет, так и, например, место проживания. Данный подход к этому термину применятся в большинстве развитых стран, например, в национальных стандартах по финансовой грамотности для школьников и студентов в Соединённых Штатах Америки.

Основной целью финансового образования населения, в т.ч. молодежи, является предоставление понятных, полных и качественных сведений об управлении личными финансами.

Проблемы повышения финансовой грамотности населения РФ

На сегодняшний день финансовая грамотность в России находится на достаточно низком уровне. Только относительно небольшая доля граждан разбираются в услугах и продуктах, которые предлагаются коммерческими банковскими структурами, финансовыми учреждениями, страховыми компаниями и т.д. По статистике порядка 35% россиян хранят собственные сбережения дома, т.е. вне финансовых рынков, а более 50% не пользуются предлагаемыми финансовыми институтами услугами, так как считают их недостаточно понятными. Так, например, о функционирующей системе страхования вкладов знают только 45 % российских граждан, однако, только половина из них знает суть данной системы, а остальные лишь слышали такое словосочетание. В настоящее время порядка 60% населения пользуются пластиковыми картами банка, в то время как в 2008 году данный показатель был равен 25 %. Стоит отметить, что также российские граждане довольно часто используют кредитные карты, однако, не обладают достаточным уровнем знаний условия использования такого банковского продукта.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время лишь 23% граждан РФ имеют стратегию сбережений, для сравнения в Великобритании величина данного показателя составляет 72%.

Одной из проблем повышения финансовой грамотности наших сограждан является тот факт, что они принимают решения об управлении личными финансами не на основе анализа сведений, а по рекомендациям знакомых или же сотрудников банковских структур. Нельзя не отметить в качестве проблемы тот факт, что что в России достаточно низкий уровень информированности населения о том, какими правами обладает потребитель финансовых услуг и как их можно отстоять в случае необходимости.

На сегодняшний день проблема финансовой грамотности в значительной мере усложняется и тем, что наши сограждане не хотят прислушиваться к чужим мнениям, как правило, переоценивают собственные способности в принятии верных решений.

Таким образом, проблематика повышения грамотности управления личными финансами заложена не в качестве разъяснительной работы и преподносимых сведениях, но в полном неприятии гражданами такой информации. Подобная реакция населения связана с комплексом причин, например, особенностями менталитета в части восприятия ответственности в подобных вопросах, отсутствие желания принимать участие проблематике, частые и непопулярные реформы пенсионного склада, нежелание разбираться в особенностях системы, потеря доверия к финансовым операциям.

Несмотря на огромное количество ресурсов, которые посвящены грамотности населению, они носят либо в большей части носят специализированный характер, либо имеют коммерческую специализированную основу, либо не особо популяризированы. К тому же несмотря на то, что существуют ресурсы достаточно популярные, к ним россияне обращаются уже после возникновения какой-либо финансовой проблемы. Однако, в большинстве случаев подобные такие проблемы решаются не в сторону населения, т.к. сфера финансов следует исполнению договоров и ,как правило, учитывает компонент неграмотности населения. В данном случае особую роль приобретает государственное регулирование.

Проблема низкого уровня знаний и навыков в отношении личных финансов возникала из более практически ориентированных проблем. В большей части подобные проблемы касались пенсионных сбережений экономически активного населения и финансового поведения молодежи. Однако, в конце 1990-х стало понятно, что для того, чтобы, используя собранные данные, обоснованно говорить об уровне финансовой грамотности населения, очень важно осуществить переход от измерения частных разрозненных индикаторов к системе взаимосвязанных показателей финансовой грамотности, которые были бы обоснованы хотя бы на теоретическом уровне.

В настоящее время разрабатываются универсальные методики оценки финансовой грамотности российских граждан, использующихся в развитых странах в сравнительных исследованиях. Финансовая грамотность — это «способность индивида получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую ему для принятия решений с осознанием возможных последствий своих действий». Иначе говоря, финансовая грамотность — это практическая деятельность человека по достижению поставленных им финансовых целей.

Таким образом, если мы хотим оценить финансовую грамотность человека, то необходимо не столько измерять его знания, сколько оценить, насколько то, что он делает, соответствует приятным представлениям о том, что делают люди, которые обладают высоким уровнем значений в сфере личных финансов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис