Финансовый аспект оборотного капитала
Политика предприятия по управлению оборотным капиталом - это система правил, на основе которых строится процесс принятия решений и осуществления деятельности организации по вопросам, связанным с оборотным капиталом.
Прежде всего, необходимо определить понятие оборотного капитала.
В наиболее широком смысле под оборотным капиталом понимают разницу между текущими активами предприятия и его текущими обязательствами.
Этот показатель сам по себе не слишком полезен. Он даёт возможность понять, чего у предприятия больше:
- оборотных активов,
- оборотных обязательств.
Если подходить к вопросу формально, то при превышении оборотных активов над оборотными обязательствами можно сделать вывод о платежеспособности и финансовой стабильности предприятия. Однако на практике это не всегда так. Например, в ритейле компании могут успешно функционировать и с отрицательным значением оборотного капитала. Их специфика деятельности предполагает почти полное отсутствие дебиторской задолженности, за счёт чего оборотный капитал приобретает отрицательное значение.
Оборотный капитал представляет собой оборотные средства, потребляемые предприятием в ходе ведения деятельности. Также оборотным капиталом называют капитал организации, который был вложен в оборотные средства. Оборотные активы возобновляются с некоторым постоянством для того, чтобы обеспечивать текущую деятельность. Исходя из этого можно сформулировать следующее определение оборотного капитала.
Под оборотным капиталом понимают средства, которые были вложены в оборотные активы организации, возобновляемые циклически для обеспечения непрерывного процесса деятельности субъекта хозяйствования.
Руководство каждого предприятия ежедневно решает острые вопросы, связанные с управлением оборотным капиталом.
Обычно к оборотным средствам или текущим активам относят те активы, которые в течение одного года можно обратить в наличные деньги. Оборотные активы представляют собой ту часть имущества предприятия, которая участвует в одном производственном цикле или цикле обращения товара. Оборотные активы переносят свою стоимость последовательно из одной стадии кругооборота в следующую. Её возмещение происходит из выручки за текущий период. Обращение оборотного капитала происходит как минимум один раз в течение календарного года или производственного цикла, если на рассматриваемом предприятии производственный цикл превышает год.
Характеристика управления оборотным капиталом
Управление оборотным капиталом на предприятии предполагает, что структура и величина оборотного капитала изменяются в соответствии с поставленными целями. На эффективность управления оборотным капиталом влияет ряд факторов:
- объём и состав текущих активов,
- ликвидность активов,
- соотношение между заемными и собственными источниками покрытия активов,
- величина чистого оборотного капитала,
- соотношение между постоянным и переменным капиталом и т.д.
В рамках политики управления оборотными активами компании определяется система мероприятий, ориентированных на изменение структуры и величины оборотных активов. Эта политика входит в разрабатываемую корпоративную финансовую политику. Она предназначена для формирования необходимого состава и объема оборотных активов, оптимизацию и рационализацию структуры источников их формирования.
Политика управления оборотным капиталом реализуется для обеспечения баланса между ликвидностью и рентабельностью компании.
Выработка решений, связанных с политикой управления оборотным капиталом, производится совместно руководителями различных подразделений:
- коммерческим директором,
- финансовым директором,
- директором по производству и т.д.
Затем она утверждается генеральным директором.
В зависимости от того, какая политика выбирается для каждой из категории активов, определяются сроки и объемы предоставляемой рассрочки, размеры запасов и другие параметры функционирования организации.
Для политики управления оборотным капиталом характерна целевая ориентация. Это значит, что при разработке политики должны быть поставлены определённые цели, ради достижения которых эта политика будет реализовываться. Целевые параметры - это мощное средство наращивания эффективности использования оборотных активов в долгосрочной перспективе. Эти параметры являются базой для принятия управленческих решений в рамках хозяйственного процесса.
Этапы разработки и реализации политики управления оборотным капиталом
В рамках разработки и реализации политики управления оборотным капиталом компании выделяют следующие этапы:
- анализ структуры и динамики оборотного капитала, исследование эффективности его использования и определение влияющих на неё факторов, а также исследование источников финансирования,
- выбор консервативной, умеренной, компромиссной или рискованной (агрессивной) политики формирования оборотного капитала,
- оптимизация объема оборотного капитала исходя из критериев обеспечения рентабельности и ликвидности компании,
- удержание и обеспечение выбранных уровней рентабельности и ликвидности оборотного капитала,
- формирование условий, обеспечивающих минимизацию потерь в процессе использования оборотного капитала,
- оптимизация состава и структуры источников финансирования.
Важно, чтобы стратегия и тактика управления оборотным капиталом компании обеспечивали достижение компромисса между риском снижения ликвидности и эффективностью функционирования. Для этого должны решаться две задачи:
- обеспечиваться платежеспособность, то есть способность компании оплачивать счета и выполнять обязательства,
- обеспечиваться приемлемый объём, структура и рентабельность активов.
Как показывает практика, неверная политика управления оборотным капиталом предприятия может привести к серьёзным негативным финансовым последствиям.