Зарождение малого бизнеса
Государственная финансовая поддержка малого бизнеса - это совокупность мероприятий, проводимых в рамках государственной социально-экономической политики и направленных на развитие малого бизнеса в стране.
Ключевым понятием при реализации мер государственной поддержки является определение "малый бизнес", его выделение из всей совокупности предпринимательских единиц.
Малый бизнес - это форма предпринимательства, которая реализуется в виде деятельности небольших предприятий, не входящих формально в объединения.
На сегодняшний день малый бизнес является перспективной организационно-правовой формой. Как свидетельствует мировая практика, малый бизнес нуждается в постоянной поддержке и контроле со стороны государства.
Россия уделяет большое внимание развитию малого бизнеса, в стране создаются различные программы его развития и поддержки. Однако, существуют серьезные проблемы, связанные с неэффективностью этой поддержки. Это обусловлено тем, что данная предпринимательская форма является молодой отраслью экономики.
Истоки отечественного малого бизнеса уходят в «застойные» 1980-е годы. В это время начали образовываться первые кооперативы и объединения предпринимателей, которые занимались предпринимательской деятельностью на легальной основе. В результате первые малые предприятия сформировались в следующих отраслях:
- сельское хозяйство,
- наукоемкие отрасли,
- торговая деятельность.
В 1990 формируется Российский союз совместного предпринимательства, а через год был создан Аграрный союз. На 1993-й год приходится подъем малого бизнеса, новые компании начинают активно регистрировать свою деятельность, поэтому власть принимает решение усложнить процесс регистрации посредством различных бюрократических процедур.
Малый бизнес в современных экономических условиях
В современных экономических условиях малый бизнес занимает значимое социальное положение и подпитывается свежими идеями предпринимателей. Однако в связи с резко ухудшающейся экономической ситуацией доля малого бизнеса в ВВП страны за последние несколько лет значительно снизилась.
В целом, если сопоставлять объемы и характеристики развития предпринимательства на западе с развитием предпринимательства в России, можно смело сказать, что отечественный малый бизнес сильно отстает от западного. Так, на тысячу человек в России приходится 7 предприятий малого бизнеса, а в развитых странах около 40-60. В промышленном секторе это соотношение еще критичнее.
В 2020 году большой урон малому бизнесу нанесли ограничительные меры, связанные с пандемией. К сожалению, большое число предпринимателей оказалось не готово к новым условиям. В связи с этим возникает логичный вопрос: «Как и в каких условиях будет развиваться малый бизнес в дальнейшем». Большинство предпринимателей ждет решительных действий и результативных программ от правительства. Поэтому правительство РФ поставило своей задачей увеличить участие малого бизнеса в инновационном процессе. Так, по данным на 2020 год, доля малого бизнеса в этом секторе составляет лишь 1,5%. Для развития инновационного процесса необходимо поднять этот уровень хотя бы до 10%.
Данный вид предпринимательства влияет рынок и экономическую конъюнктуру. Поэтому государству столь важно поддерживать развитие данного вида предпринимательства и не допускать развития теневого бизнеса.
Перспективы развития малого бизнеса
Стоит выделить несколько аспектов, характеризующих развитие малого бизнеса:
- инвестиции,
- самореализация,
- гарант стабильности,
- получение грантов,
- новые технологии.
Любой бизнес не выживет без достаточного финансирования. Одним из источников финансирования являются инвестиции. Любой инвестор понимает, что намного эффективнее вкладываться в малый бизнес, так как оборот денежных средств в таком бизнесе идет намного быстрее.
Свое дело - это один из способов самореализации, который раскроет новый опыт и личностные качества. Появляется большое количество энергичных специалистов, которые обеспечат новые рабочие места
Малый бизнес позволяет поддерживать экономическую и политическую стабильность. Поэтому правительству выгодно поддерживать предприятия малого бизнеса. Поддержка осуществляется посредством предоставления грантов от государства, например, начинающим молодым предпринимателям, участвующим в программе поддержки, на безвозмездной основе предоставляется грант от государства в размере до 300 тыс. руб.
Большое внимание государство уделяет малым предприятиям, работающим в информационной сфере. Такие предприятия позволяют развивать инновационный процесс в стране.
Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, правительству не выгодно замораживать программы развития малого бизнеса. Инновационные предприятия, которые развивали свой бизнес в стфере информационных технологий, быстрее смогли приспособиться к новым условиям.
Инфраструктура малого бизнеса затрагивает все сектора экономики, около 46% малых предприятий работает в торговле, 19% связано с операциями в недвижимости, 9% задействовано в транспорте и связи, 11% в строительстве, 8% приходится на производство и только 2% занимаются научными разработками. Такой маленький процент компаний, реализующих научный сектор, обусловлен минимальными грантами от государства. Безусловно, без должной поддержки научного сектора невозможно развивать инновационные технологии и правительство это понимает. Однако, из-за бюрократических действий формирование предпринимательского слоя идет очень медленно и противоречиво. Помимо этого можно выделить ряд причин, препятствующих его динамичному развитию:
- отсутствие стимулирующей налоговой системы,
- труднодоступность кредитов, негибкая система лизинга,
- административные барьеры и менталитет местных чиновников.
Региональные чиновники привыкли работать с крупными объектами и уделяют таким программам больше внимания. Малый бизнес власти в регионах просто неинтересен. К сожалению, без должной поддержки государства, мелкие компании просто задохнутся от бюрократической волокиты. Неблагоприятные условия развития заставляют компании уходить в теневую экономику.