Что такое пенсионная система?
Пенсионная система РФ – это совокупность действующих в России правовых, экономических и организационных институтов и норм, нацеленных на предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.
На сегодняшний день систему государственного пенсионного обеспечения можно условно разделить на три группы:
- Государственное пенсионное обеспечение. За предоставление государственного пенсионного обеспечения отвечает специальный внебюджетный государственный фонд - Пенсионный Фонд РФ (ПФ РФ). Таким образом, пенсионные выплаты от государства передаются физическим лицам бюджета, распределение осуществляется среди узких слоев населения.
- Обязательное пенсионное страхование. Такие выплаты определенной группе граждан могут быть переданы как от ПФ РФ, так и от негосударственной Пенсионной компании. Подобные выплаты представляют собой пенсию по труду, которая, как правило, предоставляется большей части работающих граждан. Накопление финансовых ресурсов в таком случае ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем на протяжении всего срока работы сотрудников.
- Негосударственное пенсионное обеспечение. Данная группа непосредственно связана с коммерческими частными Пенсионными Фондами, а негосударственное обеспечение может быть как индивидуальным, так и корпоративным. Получить негосударственные выплаты имеет право любой граждан или экономический субъект, который принял решение заключить договор с такими фондами для обеспечения более высокого уровня жизни на пенсии. Как правило, оплачивается данная услуга пенсионными взносами отдельного частного лица или экономического субъекта, которые осуществляются дополнительную защиту финансовых ресурсов сотрудников.
Перспективы и проблемы развития пенсионной системы РФ
Отечественная пенсионная система до внедрения соответствующей реформы была основана на довольно распространенном принципе распределения. Достаточно продолжительный период времени было принято мнение, что подобная система незаменима, а обеспечивать жизнь граждан пенсионного возраста возможно только посредством перераспределения внутреннего валового продукта между поколениями. Однако, около 20 лет назад эффективность данной системы была поставлена под явное сомнение фактически в большинстве развитых и развивающихся стран.
Так, в качестве основных проблем пенсионной системы на тот момент выступали: отсутствие роста уровня пенсионного обеспечения частных лиц, не достижение сбалансированности пенсионной системы и отсутствие устойчивого источника дополнительных доходов в систему. Поэтому с 2015 года в РФ действует новый порядок назначения пенсий, который был утвержден в связи с осуществлением соответствующих реформ.
Основными задачами такой реформы, которые выступали в качестве перспектив пенсионной системы, являются:
- обеспечение гарантии устойчивого и приемлемого уровня пенсионного обеспечения частных лиц;
- формирование благоприятных условий для достижения сбалансированности отечественной пенсионной системы;
- сохранение необходимо достаточной величины страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;
- обеспечение частным лицам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины ПМ.
В связи с применением реформы в значительной мере изменился порядок формирования страховой части пенсии. Порядок формирования накопительной части остался прежним. При расчете страховой части пенсии с реализацией реформы было введен новый термин «годовой пенсионный коэффициент», отражающий соотношение между фактической официальной величиной заработной платы работника и максимальным размером заработной платы, непосредственно с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ. Таким образом, чем выше уровень заработной платы, тем выше значения принимает данный коэффициент.
В перспективе и в дальнейшем будет продолжаться трансформация порядка формирования трудовой пенсии. Так, с 2015 года трудовая пенсия разделена на две отдельные составляющие — страховую и накопительную. Стоит отметить, что в соответствии с нововведениями в пенсионной системе и формулой расчёта пенсий, выходить на пенсию по старости в положенный срок становится не очень выгодно.
Так, например, если женщина выходит на пенсию на 5 лет позже — в 60 лет, то величина ее страхвой пенсии увеличивается в 1,5 раза; на 8 лет — 1,9 раза.
Стоит отметить, что негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывает так называемая неформальная занятость или «серые зарплаты», что является одной из наиболее важных проблем пенсионной системы. Так, доля трудоспособного населения, применяющая теневые схемы трудоустройства, достигает 40 %, что в натуральном выражении – порядка 22,5 млн. экономически активных граждан.
В данном случае происходит значительное снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, таким образом, возникает острая необходимость увеличения страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета.
На сегодняшний день отечественная система имеет огромное число острых проблем, требующих оперативного решения. Действующую в настоящее время систему нельзя назвать эффективной для национальной экономики страны, так как она не способна обеспечить минимальных потребностей большей по численности слоев населения. Можно спрогнозировать тот факт, что последствия экономического кризиса, негативная демографическая ситуация, сложившаяся в России, в ближайшие годы потребует значительной усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения.
Одной из важнейших составляющих последующих работ по совершенствованию отечественной пенсионной реформы должна стать комплексная разработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.