Сущность денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика (ДКП) – это одна из составляющих экономической политики государства, наиболее важной целью осуществления которой можно назвать обеспечение экономического роста, развития национальной экономики страны и совершенствования благосостояния граждан.
ДКП представляет собой один из наиболее важных способов национального регулирования общественного воспроизводства и создания наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Стоит отметить, что без осуществления действительно эффективной денежно-кредитной политики национальная экономика функционирует не в полном объеме и недостаточно эффективно.
Однако, помимо основной цели ДКП стоит сказать и о дополнительных (промежуточных) целях.
Дополнительной целью реализации ДКП является некоторая экономическая переменная, которую национальный банк страны выбирает в роли объекта своего постоянного мониторинга, так как полагает, что она в значительной мере влияет на достижение основных целей монетарной политики.
Стоит отметить, что подобные цели работают на протяжении достаточно продолжительного периода времени, и в течение всего периода может быть подтверждена их эффективность.
Специалисты считают, что промежуточная цель ДКП должна удовлетворять следующим критериям:
- полная согласованность с основными целями национального банка. Центральный банк в большей мере стремится к достижению дополнительной цели, как правило, если она помогает ему в достижении основных целей;
- измеримость. Переменная, которая избирается в качестве дополнительной цели, считается наиболее приемлемой, если ее можно верно и четко измерить;
- своевременность. В рамках данного критерия достоверные и полные сведения о промежуточной цели должны поступать в национальный банк вовремя;
- контролируемость. Национальный банк должен иметь возможность оказывать непосредственное влияние на величину переменной, которая была избрана в качестве дополнительной цели.
Денежно-кредитная политика России в условиях ресурсной зависимости
Политика снижения ресурсной зависимости отечественной национальной экономики от доходов нефтегазового сектора в итоге должна в значительной мере способствовать диверсификации экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществление комплексных мероприятий, направленных на:
- обеспечение устойчивости на макроэкономическом уровне, в т. ч. поддержание низкого уровня инфляции, а также формулирование доступных для понимания правил изменения курса российского рубля;
- содействие развитию конкуренции;
- развитие финансового рынка с так называемыми «длинными» деньгами;
- формирование на государственной уровне необходимой инфраструктуры;
- снижение административных барьеров.
Экспорт нефти, нефтепродуктов и газа, добыча которых на территории РФ развита достаточно давно, в 1992—1999 гг. составлял в стоимостном выражении от 23 млрд. до 31 млрд. долл. в год, а всего за эти годы общие поступления от их экспорта равнялись 200,6 млрд долл. Начиная с 2000 г. в условиях стремительного увеличения стоимости нефтепродуктов экспорт превышал 50 млрд. долл. в год, в последующие периоды стремительно рос и составил 218 млрд. долл. в 2007 г. Валовый объем их экспорта за 2000—2007 гг. составил практически 900 млрд. долл. Если сравнивать два описанных восьмилетних периода, то во втором в страну поступило практически в 5 раз больше валютных ценностей (в т. ч. валюты) от экспорта нефтепродуктов и газа, чем в первом. Однако, в 2009 г. величина экспорта упала до 190,7 млрд. долл., в 2010 г. рост экспорта возобновился и в 2012 г. достиг рекордной̆ отметки — 347,0 млрд. долл.
Таким образом, совокупные поступления от экспорта нефтепродуктов и газа в 2000—2012 гг. составили 2,3 трлн. долл. – на протяжении всего периода курс национальной валюты (российского рубля) непрерывно укреплялся.
Под напором значительного притока валютных ценностей на отечественный рынок Банк России был вынужден снижать уровень своего вмешательства в формирование курса валюты и смириться с реальным укреплением российского рубля.
После наступления мирового экономического кризиса, повлёкшего за собой девальвацию в 2009 г., укрепление российского рубля вновь возобновилось.
Из-за непрерывного притока иностранной̆ валюты на постоянной основе росли и валютные доходы экономических единиц. Помимо всего прочего, поток иностранной валюты направлялся также на рынок для приобретения рублевых ресурсов. Таким образом, доходы от реализации (экспорта) нефти и газа привели к значительному росту предложения иностранной валюты на отечественном финансовом рынке.
В условиях достаточного платежного баланса Банк России выбирал одну из трех следующих стратегий:
- невмешательство на рынок валютных ценностей;
- участие в интервенциях при обращении иностранной валюты на финансовых рынках;
- валютное правление, которое подразумевает эмиссию денежных знаков, ограниченную объемом покупки валюты.
Так как третья стратегия на сегодняшний день не используется, то Банку России пришлось выбирать между первой и второй стратегией.
В условиях зависимости государства от экспорта нефтепродуктов и газа Банк России должен не провоцировать укрепление рубля и инфляцию.
В таком случае возможны также 3 стратегии:
- первая предполагает полное расходование полученных доходов от нефти и газа;
- вторая предусматривает существование некоторого «бюджетного правила», которое определяет долю нефтегазовых доходов, которую бюджет может расходовать на текущие потребности;
- третья подразумевает полное сбережение текущих доходов от нефти.
На сегодняшний день большинство государств придерживаются второй стратегии, не всегда оформляя это строгим бюджетным правилом и вводя более гибкие текущие ограничения на расходование доходов от сырьевых ресурсов.
В настоящее время в России часть доходов от экспорта нефтепродуктов и газа направляется на формирование так называемого резервного фонда, при этом согласно действующему законодательству нормативная величина Резервного фонда снижена до 7% от ВВП.