Сущность финансовой системы
Финансовая система – это одна из составляющей государственной экономической системы, которая занимается обслуживанием субъектов экономики, обладающих избытком или дефицитом финансовых ресурсов.
В европейской научной литературе используется институциональный подход к трактовке понятия «финансовая система», т.е. в рамках такого подхода финансовая система определяется как комплекс финансовых рынков и различного рода финансовых инструментов, которые используются для заключения соответствующих сделок на таких рынках, обмена активами, а также рисками. В рамках данного подхода централизованные финансы рассматриваются как составляющая системы, функционирующая по правилам финансового рынка. В качестве недостатков данного подхода можно назвать не отражение в рамках понятия «финансовая система» ее функциональной составляющей, под которой понимают обеспечение финансовой системой аккумуляции и распределения финансовых ресурсов между различными субъектами экономики, цели осуществления которых и способы распределения и расходования финансовых ресурсов в значительной степени отличаются.
Однако, в рамках отечественной научной литературы наиболее часто используется функциональных подход, согласно которому финансовую систему следует рассматривать как комплекс связанных между собой элементов финансовых отношений, которые характеризуются особенностями в формировании и расходовании фондов финансовых ресурсов
Характеристика финансовой системы РФ
На современном этапе развития в рамках финансовой системы РФ выделяют:
- бюджетную систему, которая стоит из бюджетов федерального, регионального и местного уровня;
- внебюджетные государственные фонды;
- финансы хозяйствующих субъектов;
- финансы страхования;
- кредит различных уровней, в том числе государственный, муниципальный кредит, кредит банковских структур.
Все из перечисленных элементов финансовой системы концентрирует особые финансовые отношения, с помощью которых формируются и расходуются соответствующие виды доходов финансовых ресурсов целях удовлетворения потребностей общества. Такие фонды могут принимать как централизованную и децентрализованную форму. Централизованные финансовые ресурсы в установленных территориальных пределах применяются для удовлетворения общественных нужд соответствующей территории. К децентрализованным, как правило, относят финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, учреждений, которые используются для достижения как производственных, так социальных целей в соответствии с предназначением названных субъектов и в их масштабах. Так, отдельно можно выделить фонды общего и целевого назначения. Целевыми фондами финансовых ресурсов, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. А бюджет государственного или местного уровня представляет собой денежный фонд общего назначения.
Устройство бюджетной системы в значительной степени зависит от действующего государственного устройства. Так, например, при унитарном устройстве бюджетная система состоит из двух частей: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. При федеративном устройстве, как например, в РФ, бюджетная система состоит из трех элементов, а именно бюджетов государственного уровня, регионального и местного.
Внебюджетные фонды аккумулируют финансовые ресурсы правительства и местных властей, которые связанные с финансированием потребностей, которые не входят в состав бюджета. Формирование внебюджетных фондов на сегодняшний день реализовано за счет обязательных целевых отчислений, которые по мнению налогоплательщика схожи с обязательными налогами. Стоит отметить, что суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции хозяйствующих субъектов.
Организационно внебюджетные фонды являются автономными, т.е. отделены и независимы от государственного бюджета. На сегодняшний день среди наиболее важных внебюджетных фондов можно выделить ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ. В последние несколько лет наблюдается тенденция превышения общих доходов и расходов таких фондов 60% доходов государственного бюджета. Важной особенностью внебюджетных фондов является тот факт, что они имеют строго целевое значение, что выступает в качестве гарантия их использования по назначению в полном объеме.
Государственный кредит на современном этапе развития характеризует кредитные отношения в вопросах мобилизации государством временно свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, учреждений, частных лиц на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Так, в качестве кредиторов выступают частные лица и хозяйствующие субъекты, а в качестве заемщика- государство в лице его органов государственной власти. Дополнительные ресурсы государство привлекает посредством реализации на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и прочих ценных бумаг от лица государства. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности являются основой единой финансовой системы государства. Именно они заняты в обслуживании процесса образования и распределения общественного продукта и национального дохода, а также выступают в качестве основного фактора формирования централизованных фондов финансовых ресурсов. От состояния финансов хозяйствующих субъектов в значительной степени зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.