Элементы финансовой политики
Финансовая политика РФ – это совокупность действий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для реализации государством его функций.
В составе финансовой политики Российской Федерации можно выделить следующие ключевые направления:
- налоговая политика,
- бюджетная политика,
- страховая политика,
- инвестиционная политика,
- политика доходов, включая заработную плату, стипендии, пенсии и т.д.
Налоговая политика - это важная составная часть финансовой политики, ориентированная на формирование условий налогообложения, приемлемых как для участников рынка, так и для государства, и способствующих улучшению финансового положения реального экономического сектора.
К основным задачам налоговой политики в России относят:
- комплексную трансформацию налогового законодательства, ориентированную на повышение собираемости налогов и оптимизацию налоговой базы,
- пересмотр действующих таможенных и налоговых льгот,
- повышение эффективности налогового администрирования,
- реструктуризацию штрафов и пеней по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
К важнейшим задачам бюджетной политики, ориентированной на совершенствование расходов и переориентацию бюджетных ассигнований в пользу реализации приоритетных направлений государственной политики, относят:
- достижение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе,
- оптимизацию расходной структуры федерального бюджета
- развитие в сфере управления бюджетной системой методов программно-целевого характера,
- достижение прозрачности пенсионной системы,
- формирование новых механизмов и инструментов финансирования инфраструктуры,
- обеспечение прозрачности бюджетного процесса и бюджетов разных уровней,
- развитие системы налогообложения.
В состав финансовой политики входит и политика в сфере страхования. Ее направления:
- разработка законопроектов, ориентированных на совершенствование страховой деятельности, в частности, по вопросам государственного страхового надзора, порядка осуществления деятельности на страховом рынке и организации страхового дела,
- определение правовых условий функционирования и упорядочения взаимоотношений между страховыми организациями, созданными в различных организационно-правовых формах,
- стимулирование развития различных видов страхования,
- привлечение страхования к решению социальных проблем, например, к обеспечению защиты граждан от последствий ДТП, страхование работников отдельных профессий от несчастных случаев, страхование качества производимой продукции, страхование от безработицы.
Особую роль в современных условиях играет инвестиционная политика, включающая в себя:
- наращивание финансового потенциала государства для повышения инвестиционной активности путем осуществления стимулирования спроса на отечественную продукцию, оздоровления сектора финансов, импортозамещения,
- усиление роли бюджета развития как части федерального бюджета и источника финансирования государственной инвестиционной политики,
- формирование условий для инвестирования и накопления сбережений населения,
- развитие ипотечного кредитования,
- формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение прямых зарубежных инвестиций.
Политика доходов включает в себя:
- полную и своевременную выплату заработной платы государственным служащим, работникам бюджетной сферы, осуществление прочих государственных социальных трансфертов в соответствии с графиком,
- тщательную увязку между перечислениями трансфертов в бюджеты субъектов федерации и выполнением ими обязательств по осуществлению текущих выплат,
- совершенствование механизмов поддержки наименее социально защищенных слоев населения, в том числе дифференцированная индексация пенсий,
- стимулирование расширения занятости и сдерживание безработицы,
- реализация реформирования пенсионной системы, направленного на создание устойчивой многоуровневой пенсионной системы,
- упорядочение совокупности социальных льгот и выплат.
Основные проблемы финансовой политики
К наиболее острым проблемам в сфере финансовой политики относятся:
- сосредоточение в федеральном бюджете финансовых ресурсов. Из-за этого сокращается значение региональных и местных бюджетов,
- у местных бюджетов не хватает финансовых ресурсов. Представляется перспективным повышение нормативов налоговых отчислений, направляемых в местные бюджеты. Кроме того, могут быть изменены требования к определению количества дотаций, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований,
- федеральные органы власти принимают решения, адресующиеся стоящим ниже по иерархии управленческим структурам, без обеспечения необходимых финансовых ресурсов,
- регулирующие доходы играют лидирующую роль в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты. Закреплённые за территориями налоговые платежи характеризуются невысокой долей в структуре поступлений,
- каждый год за границу выводится большое количество финансовых ресурсов. Они оседают в иностранных банках и не возвращаются в Россию.
Исходя из выделенных основных проблем можно сформулировать цели и задачи, которые ставятся перед финансовой политикой:
- сократить государственный долг,
- стабилизировать национальную валюту и уменьшить темп инфляции,
- перейти к среднесрочному планированию,
- сбалансировать бюджеты всех трёх уровней и государственные внебюджетные фонды,
- усовершенствовать модель бюджетного федерализма,
- повысить надежность и достоверность построения экономических прогнозов,
- улучшить фискальную политику.
Достижение указанных целей и решение соответствующих задач позволит добиться устойчивости и стабильности бюджетной системы, повышения её значимости при стимулировании долгосрочного экономического роста и повышении уровня жизни населения, повышения темпов инновационного развития и стабилизации в будущем механизмов пенсионного обеспечения.