Что такое дивидендная политика компании?
Дивиденд – это некоторая часть прибыли АО, которую могут получить держатели акций такой компании, называемые акционерами, по имеющимся у них ценным бумагам - акциям. Можно сказать, что дивиденды выступают в качестве некоторого рода вознаграждения акционеров за вложение финансовых ресурсов в развитие хозяйствующей единицы.
Дивиденды компании выплачиваются в строгом соответствии с выбранной дивидендной политикой, под которой понимают определённый механизм формирования части прибыли, выплачиваемой акционерам, в соответствии с долей его вклада в собственный капитал экономического субъекта.
Сущность реализуемой руководством компании дивидендной политики заключается в том, что такая политика:
- непосредственно влияет на финансовую программу и бюджет инвестиций компании;
- оказывает непосредственное воздействие на движение финансовых ресурсов экономического субъекта;
- оказывает прямое влияние на отношение компании с ее акционерами. Так, например, относительно низкий уровень дивидендов способен приводить не только к слабой реализации эмитированных ценных бумаг, но и их массовой продаже держателями акций, к снижению цен на акции и т. п.;
- способствует либо сокращению (негативное влияние), либо увеличению (позитивное влияние) акционерного капитала компании.
На современном этапе развития главной целью разработки дивидендной политики компании можно назвать установление наиболее рациональной пропорциональности между текущим потреблением полученной прибыли акционерами компании и будущим ее развитием, с помощью которого возможна максимизация рыночной стоимости компании, а также эффективное стратегическое развитие.
Стоит отметить, что дивидендная политика является элементом финансовой политики компании. Базируется дивидендная политика, как правило, на концепции распределения чистой прибыли, в рамках которой устанавливается соотношение между потребляемой и капитализируемой частями. При определении такого соотношения в обязательном порядке должен учитываться следующие факторы:
- нормативные и законодательные акты, которые регламентируют порядок выплаты дивидендов акционерам компании;
- наличие свободных финансовых ресурсов в достаточном;
- доступность привлечения средств из других источников и их стоимость;
- интересы акционеров.
С одной стороны, необходимо всегда помнить об интересах акционеров, т.к. дивиденды играют роль текущего дохода акционеров. Выплата дивидендов и тенденция к их увеличению способствуют росту курсовой стоимости акций компании, т.к. приводят к общему росту благосостояния ее собственников. При этом чем больше чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая ее доля остается на дальнейшее развитие компании, что, как правило, способствуют сокращению темпов роста собственного капитала компании, выручки от основной деятельности и прибыли.
С другой стороны, если акционеры не получат дивидендов, то инвестиционная привлекательность акций может падать, что приведет к снижению рыночной стоимости компании.
Среди наиболее важных факторов, которые оказывают влияние на дивидендную политику, можно выделить следующие:
- инвестиционные возможности хозяйствующей единицы;
- стоимость привлечения финансовых ресурсов;
- наличие резерва собственных финансовых ресурсов, сформированного в прошлых периодах;
- доступность привлечения заемного капитала;
- уровень налогообложения, принятого в стране.
Теории дивидендной политики фирм
На сегодняшний день наиболее распространены четыре теории дивидендной политики компании, а именно:
- Теория независимости дивидендов. Авторами данной теории являются Ф. Модильяни и М. Миллер. Согласно данной теории выбранная компанией дивидендная политика не влияет на рыночную стоимость акций и на благосостояние держателей. Для будущих инвесторов большую важность приобретает общая доходность и способность компании в принципе генерировать прибыль, а не пропорции, по которым полученная прибыль распределяется. Стоит отметить, что данная теория имеет большое количество противников. Так, оппоненты говорят о том, что инвестору не безразличен доход на акции или на капитал, т.к. данные доходы имеют разное налогообложение. Таким образом, привлечение по акциям в большинстве случаев обходится значительно дороже, т.к. возникают расходы, связанные с выпуском ценных бумаг.
- Теория предпочтительности дивидендов, которая получила название «синицы в руках». Авторами данной теории являются М. Гордон и Д. Линтнер. Они утверждают, что что дивидендная политика компании оказывает непосредственное влияние на рыночную стоимость компании и на благосостояние держателей ее акций. Как правило, инвесторы предпочитают минимальный риск и поэтому хотят получить дивиденды в настоящее время, а не в будущем. При этом чем ниже требуемая доходность капитала и выше дивиденд (Д), тем выше рыночная стоимость компании. Таким образом, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации прибыли.
- Сигнальная теория дивидендов. В соответствии с положениями этой теории высокие дивиденды свидетельствует о том, что компания находится на подъеме, таким образом, можно ожидать значительный рост прибыли, что привлекает новых акционеров;
- Теория налоговой дифференциации. Согласно данной теории для держателей акции наиболее важна не дивидендная, а катализируемая доходность, т.к. получаемые дивиденды облагаются большим налогом. Стоит отметить, что подобный подход не устраивает мелких акционеров с относительно низким уровнем дохода, нуждающихся в получении дохода от владения ценными бумагами. Таким образом, спрос на акции с низкими дивидендами может снижаться.
На сегодняшний день существуют и прочие теории дивидендной политики компании, однако, они не получили широкого распространения.