Понятие сбалансированности бюджета
Сбалансированность бюджета – это ситуация, в рамках которой объем предусмотренных расходов бюджета не превышает объема его доходных статей.
Таким образом, сбалансированным признается бюджет, в котором расходы не превышают доходы в аналогичном периоде.
На современном этапе развития принцип сбалансированности бюджета можно назвать одним из важнейших принципов бюджетной системы государства. Сущность данного принципа заключается в том, что валовый объём расходов государства, которые находят свое отражении в бюджете, в обязательном порядке должны соответствовать объёму поступлений в бюджет за аналогичным период. Стоит отметить, что под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета (например, налоги и прочие сборы), но и прочие ресурсы, например, внешние и внутренние заимствования. Несбалансированный бюджет в принципе нельзя назвать бюджетом, так как исполнить его невозможно.
Стоит отметить, что формирование и утверждение бюджета с профицитом, т.е. с превышением величины поступлений над величиной планируемых доход, также оказывает негативное влияние в целом на экономику. Профицит бюджета способен снижать эффективность расходования бюджетных финансовых ресурсов, что в значительной мере увеличивает нагрузку на национальную экономику.
Методы обеспечения сбалансированности бюджета
Для обеспечения сбалансированного государственного бюджета на сегодняшний день в России применяются следующие инструменты:
- Привлечение бюджетных кредитов и займов, предоставляемых как Российской Федерации, так и ее отдельному субъекту, муниципальному образованию или хозяйствующей единице на основании договора (соглашения), который заключается со строгим соблюдением в действующего российского законодательства, на условиях и в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных законодательными актами (решениями) о бюджете, с учетом положений, которые установлены Бюджетным Кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу финансовых отношений. Стоит отметить, что бюджетный кредит или займ предоставляется исключительно на условиях возмездности и возвратности. На сегодняшний день бюджетный кредит может быть предоставлен исключительно в рамках соблюдения условия предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату такого кредита, а также в обязательном порядке уплате процентных и прочих платежей, которые предусмотренных подписанным кредитным договором, кроме случаев, когда в качестве заемщика выступает Российская Федерация или отдельный субъект РФ, корпорация с государственным участием - Внешэкономбанк.
- Использование внутренних и внешних источники финансирования дефицита. Так, в качестве внутренних источников финансирования на сегодняшний день выделяют возникшую разницу между финансовыми ресурсами, которые поступили от эмиссии и размещения государственных бумаг и финансовыми ресурсами, направленными на их погашение. В качестве важнейшего внутреннего источника финансирования также выступает разница между полученными и погашенными РФ в национальной валюте бюджетными кредитами, которые были предоставлены федеральному бюджету бюджетами других уровней. В качестве внешних источников финансирования выделяют возникающую разницу между финансовыми ресурсами, поступившими от размещения различного рода государственные займов, реализованных посредством выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, номинальная стоимость которых в обязательном порядке указана в иностранной валюте, и финансовыми ресурсами, направленными на их погашение. Также в качестве одного из внешних источников финансирования стоит рассматривать разницу между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных стран;
- Использование финансовых ресурсов из Резервного фонда, который, как правило, формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов и доходов от управления финансовыми ресурсами такого фонда;
- Использование ресурсов из Фонда национального благосостояния, который формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов в случае, если накопленный объем финансовых ресурсов Резервного фонда достигает его утвержденной нормативной величины, и за счет доходов от управления финансовых ресурсов этого фонда;
- Применение механизма регулирования долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципальных образований, сущность которого заключается в группировке подобных обязательств по видам, срочности и величине, установлении порядка их прекращения, возложении обязанностей по управлению госдолгом и ответственности по долговым обязательствам РФ, отдельных субъектов РФ, а также муниципальных образований;
- Применение механизма регулирования государственных заимствований, сущность которого заключается в эмиссии ценных бумаг и привлечении различного рода кредитов и займов;
- Применение механизма регулирования внешних долговых требований РФ, т.е. финансовых обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором;
- Использование межбюджетных трансфертов, которые могут быть предоставлены за счет финансовых ресурсов из федерального бюджета, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- Использование ресурсов государственных внебюджетных фондов, в состав которых входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.