Международные финансовые организации
Международные финансовые организации (МФО) - это организации, которые функционируют на основании международных соглашений с целью регулирования финансовых отношений, возникающих между государствами.
Создание международных финансовых учреждений связано с такими причинами как:
- значительное усиление интернационализации деятельности экономических субъектов и хозяйствующих единиц, создание международных субъектов, деятельность которых выходит за границы одного государства;
- необходимость регулирования экономических связей на общемировом уровне, в т.ч. различного рода валютно-кредитных и финансовых отношений.
На сегодняшний день регулирование международных финансовых отношений на постоянной основе развивается и непрерывно совершенствуется. Расширение области сотрудничества стран на общемировом уровне, значительное усложнение экономической системы влечет за собой обязательное изменение функционала и структуры международных организаций, а также совершенствование форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. В подобных условиях некоторые экономические субъекты и хозяйствующие единицы, исчерпав потенциал, прекращают деятельность или же существенно ее трансформируют.
Участие РФ в деятельности международных финансовых организаций
Участие России в международных финансовых отношениях выступает в качестве важнейшего условия развития отечественной национальной экономики. Международные финансы позволяют России выявлять потенциальные источники капитала, привлекать зарубежные инвестиции, экспортировать отечественный капитал в другие страны. На сегодняшний день отечественная банковская система сделала некоторые шаги в привлечении зарубежных банковских структур. Одновременно с этим отечественные финансовые учреждения совершают большое количество попыток для проникновения на иностранные рынки.
В настоящее время можно выделить несколько основных причин, почему РФ крайне желательно поддерживать партнерские отношения с МФО:
- реализация крупных, приоритетных объектов, способных формировать условия для экономического роста в долгосрочной перспективе;
- осуществление важных институциональных преобразований и различного рода реформ;
- значительное содействие интеграции РФ в мировую экономику и дальнейшее применение статуса членов МФО для продвижения отечественных геополитических интересов;
- использование опыта международной практики.
На современном этапе развития Российская Федерация, как значительная часть современных государств, испытывает дефицит собственных финансовых ресурсов для осуществления инвестиций внутри государства, покрытия возникающих дефицитов федерального бюджета, осуществления различного рода социально-экономических реформ и исполнения принятых долговых обязательств по привлеченным извне ресурсам.
Все современные межнациональные финансовые учреждения в отношениях с Российской Федерацией действуют как обыкновенные финансовые учреждения, т. е. обращают особое внимание непосредственно на цели проекта, условия предоставления финансовых ресурсов с обязательным учетом принятых в таких учреждениях порядка, нормативов и практики.
Стоит отметить, что стоимость привлекаемых РФ у МФО финансовых ресурсов в значительной степени ниже рыночной, так как только международные организации могут предоставить финансовые ресурсы на условиях, которые прочие кредиторы предложить не имеют возможности.
Размер заимствований РФ, в т. ч. иностранные прямые инвестиции и гарантии, значительной выше величины взносов РФ в уставные капиталы соответствующих МФО. Также Россия имеет возможность оказывать влияние на деятельность и в целом реализуемую политику такими организациями, но влияние является достаточно умеренным.
В настоящее время Россия входит в состав Международного валютного фонда (МВФ), при этом квота России составляет порядка 5,4 млрд, долл., что в полной мере соответствует доле России в уставном капитале МВФ – порядка 2,58%.
Стоит отметить, что РФ владеет той же долей акций, что и Индия, Канада и делит по этому критерию с перечисленными государствами 7-11 места.
На сегодняшний день помимо МВФ РФ состоит в составе членов Международного банка реконструкции и развития (МББР), а также является одним из наиболее крупных заемщиком группы всемирного банка (ВБ).
На современном этапе развития МБРР формулирует цель предоставления займов РФ следующим образом: «Оказание непосредственной помощи в оперативном переходе к рыночному типу экономики посредством усиления роли частного сектора, реализации институциональных и финансовых реформ, а также привлечению частных инвестиций в национальную экономику РФ».
МБРР предоставляет РФ займы на условиях:
- срок займа - от 3 до 17 лет;
- срок погашения основного долга - 5 лет;
- процентная ставка - порядка 7% в год.
Значительный дефицит финансовых ресурсов, которые невозможно привлечь за счет внутренних источников, для развития и поддержки таких отраслей национальной экономики как социальная сфера, сфера здравоохранения выступили в качестве основной причины стремительного роста портфеля займов в 1992-1997гг. Несмотря на это задолженность РФ перед МФО является незначительной по сравнению с обязательствами таких стран как Бразилия, Индии.
Инициирование проектов для осуществления комплекса или единичных структурных преобразований на сегодняшний день реализовано в РФ Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов, а крупных инвестиционных проектов - органами исполнительной власти посредством подачи заявки в Министерство экономического развития. Как правило, в подобной заявке обязательно должна быть отражена общая концепция проекта, оценка и анализ ожидаемого эффекта от его реализации для развития национальной экономики РФ, структура проекта, общий финансовый план расходования финансовых ресурсов и погашения