Характеристика межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения - это взаимоотношения, в которые вступают публично-правовые образования в связи с вопросами регулирования бюджетных правоотношений, осуществлением и организацией бюджетного процесса.
Основными принципами построения межбюджетных отношений в России являются:
- распределение и закрепление бюджетных расходов по уровням бюджетной системы России,
- закрепление и разграничение доходов по уровням бюджетной системы на постоянной основе,
- равенство бюджетных прав муниципальных образований, субъектов Российской Федерации,
- выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субъектов Российской Федерации,
- обеспечение равенства бюджетов различных уровней в их взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, а также равенства местных бюджетов в их отношениях с бюджетами субъектов Федерации.
Исходя из этих принципов, возможна передача отдельных видов бюджетных расходов из федерального бюджета бюджетам субъектов, а из бюджетов субъектов - в бюджеты муниципальных образований. При этом используют единую методику расчета нормативов финансовых затрат, осуществляемых в связи с предоставлением муниципальных и государственных услуг, нормативов финансовой помощи бюджетам территорий, единый порядок уплаты региональных и федеральных налогов.
Среди целей построения системы межбюджетных отношений можно выделить:
- межбюджетные трансферты,
- финансовое управление развитием территорий,
- выравнивание обеспеченности бюджетов,
- стимулирование наращивания налогового потенциала,
- снижение риска недополучения финансирования по ключевым бюджетным услугам на уровне муниципального образования.
Межбюджетные трансферты
Для того, чтобы текущие задачи территориальных бюджетов решались с большей результативностью, применяют межбюджетные трансферты.
Межбюджетными трансфертами называют средства одного из бюджетов бюджетной системы, которые перечисляются другому бюджету бюджетной системы.
Межбюджетные трансферты проводятся через специализированные фонды:
- Фонд регионального развития,
- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ,
- Фонд компенсаций,
- Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
В настоящее время в России применяются следующие виды межбюджетных трансфертов:
- целевые трансферты,
- блочные, или нецелевые, дотации, ориентированные на то, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность,
- компенсационные выплаты.
Бюджетный кодекс России предусматривает следующие формы межбюджетных трансфертов:
- бюджетный кредит. Это форма финансирования расходов бюджета, в рамках которой юридические лица или другие бюджеты получают средства на возмездной и возвратной основе,
- дотация. Это предоставление бюджетных средств в бюджет другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе. Для осуществления дотаций служит Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставление дотаций осуществляется на основе бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах,
- субвенции. Этот вид трансферта предусматривает предоставление бюджетных средств в бюджет другого уровня.
Состав и целевое назначение межбюджетных трансфертов зависит от расходов федерального бюджета и учитывает изменения, вносимые в бюджетное и налоговое законодательство.
Возможно предоставление межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации в следующих формах:
- дотации, предназначенные для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов,
- субсидии в бюджеты субъектов,
- субвенции в бюджеты субъектов,
- иные формы межбюджетных трансфертов для бюджетов субъектов,
- межбюджетные трансферты, переводимые в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Разнообразие видов и типов трансфертов связано с их ролью в межбюджетном регулировании. Межбюджетные трансферты позволяют решать следующие вопросы взаимоотношений федерального правительства и органов управления субъектов или муниципалитетов:
- выравнивать бюджетную обеспеченность территорий и обеспечивать равномерный доступ всех территорий к гарантированному набору услуг государства,
- компенсировать нижестоящим бюджетам их затраты, связанные с финансированием общенациональных мероприятий. Особенно актуально, если стоимость этих мероприятий превышает доходные возможности бюджетов,
- стимулировать предоставление социальных благ в регионах в объёме, превышающем минимальный гарантированный государством уровень. Это позволяет повышать уровень жизни и социальную обеспеченность населения,
- поощрять реализацию социальных, экономических и политических реформ на своей территории нижестоящими властными органами,
- снижать социальную напряженность в регионах,
- стимулировать экономический рост.
Оценка межбюджетных отношений
Действующий набор форм межбюджетных трансфертов в России сложился под влиянием реализации реформ 1990-2000 годов. Система распределения межбюджетных трансфертов предусматривает возможность выравнивания бюджетной обеспеченности, устранения текущих проблем сбалансированности, стимулирования развития и ускоренного решения приоритетных задач. Производится адаптация существующего инструментария к потребностям конкретных территорий. Хотя органы власти привыкли к действующим механизмам распределения межбюджетных трансфертов, имеется ряд проблем. В частности, должны рассматриваться такие вопросы:
- насколько обоснованы существующие объемы передаваемых в виде дотаций и субсидий нижестоящим бюджетам средств,
- адекватна ли применяемая методология распределения трансфертов, отвечает ли она актуальным задачам развития территорий,
- как оценивается реальная стоимость предоставляемых муниципальных услуг,
- оптимально ли распределяется между финансовым органом и отраслевыми органами власти совокупность полномочий, связанных с методологией распределения межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям. Этот вопрос связан с централизацией и децентрализацией полномочий.
- какой вариант более целесообразен: поступление в региональный бюджет максимального объема субсидий с разным целевым назначением или концентрация ресурсов на приоритетных региональных проектах, субсидируемых на федеральном уровне.