Роль бюджетного планирования и прогнозирования
Методология планирования и прогнозирования доходов бюджета - это совокупность принципов и инструментов, позволяющих строить прогноз и составлять план относительно доходной и расходной частей бюджета.
Система элементов, управляющих экономическими процессами в рамках национальной экономики, включает в себя:
- прогнозы,
- предпосылки,
- гипотезы,
- планы,
- количественные и качественные индикаторы,
- целевые программы,
- перспективные директивы.
Бюджетное планирование и прогнозирование в рамках системы экономического регулирования находятся в тесном взаимодействии. Прогнозирование выступает в роли концептуальной базы для подготовки, проработки, анализа и утверждения планов. На основе прогнозирования определяются направления развития планирования, вектора выработки конкретных планов, в которых учитываются характерные особенности текущей ситуации. Также во внимание принимаются ближайшие перспективы, среднесрочные перспективы и отдаленное будущее.
В основу бюджетного прогнозирования кладётся структурный анализ и возможные варианты развития ситуации в будущем. Они должны вписываться в принципы стратегической и текущей социально-экономической политики страны. Это своеобразная подложка для процесса планирования, которая определяет перспективные маршруты движения экономики страны в условиях трансформации экономической среды.
Бюджетным прогнозом называют систему взаимосвязанных аргументированных оценок относительно возможных направлений и результатов развития бюджета, а также требуемых для их воплощения организационных, политических, экономических, социальных и финансовых мер.
Базовые принципы бюджетного планирования и прогнозирования
У бюджетного планирования и прогнозирования имеется собственная методология, базирующаяся на методологии финансового и экономического планирования и прогнозирования. По сути, бюджетное прогнозирование и планирование - это составная часть финансового планирования и прогнозирования.
Принципы бюджетного планирования и прогнозирования - это общепринятые и основополагающие правила и подходы, касающиеся того, как осуществляется планирование и прогнозирование пропорций, темпов и структуры бюджетных расходов и поступлений в их взаимосвязи со структурой и уровнем развития экономики государства.
Из совокупности методов, принципов и способов построения бюджетных прогнозов складывается методология бюджетного планирования и прогнозирования.
Бюджетное планирование и прогнозирование могут быть рассмотрены как инструменты вмешательства государства в экономические процессы, государственного регулирования финансовых, налоговых, фискальных отношений между частным и государственным секторами национальной экономики в связи с мобилизацией государственных фондов расходов и доходов, которые опосредуются через консолидированный бюджет как ключевой механизм распределения и перераспределения ВВП.
Методология бюджетного планирования и прогнозирования определяет конкретную методику:
- подходов,
- способов,
- приёмов,
- формализованных расчётов,
которые используются в финансовом и экономическом анализе при оценке текущего состояния и прогнозировании перспектив развития бюджета исходя из наблюдающихся закономерностей и тенденций.
Методологию бюджетного планирования и прогнозирования можно рассматривать как инструмент для исследования частных и общих методов построения бюджетных прогнозов. Из этого можно сделать вывод, что основу для формирования методологических принципов образуют объективные законы экономики и принципы функционирования рынка, закономерности и тенденции, которые определяют динамическое и сложное развитие национального хозяйства.
Важнейшими принципами бюджетного планирования и прогнозирования являются:
- научность бюджетного прогнозирования,
- комплексность,
- непрерывность,
- приоритетность,
- системность,
- адекватность планирования и прогнозирования реальным экономическим и политическим условиям,
- целенаправленность,
- вариантность,
- эффективность,
- неопределенность,
- прозрачность,
- достижение пропорциональности развития частного и государственного секторов национальной экономики в целом и её отраслей.
Научность бюджетного прогнозирования выражается в том, что прогноз должен быть научно обоснованным, учитывать объективные экономические законы.
Принцип непрерывности выражается в том, что даже принятие плана-закона не заканчивает бюджетный прогноз. Как только план-закон принят, начинается период прогнозной работы по его исполнению. Поскольку будущее всегда неопределённо, необходимо выбирать альтернативные варианты прогнозного развития явлений. Социальная, политическая, экономическая и финансовая среда постоянно изменяются, что требует разрабатывать новые прогнозы, отвечающие границам реального мира.
Поскольку в настоящее время применяется огромное количество видов и типов прогнозов, бюджетное планирование и прогнозирование строится на основе принципа комплексности. В комплексности отражаются закономерности развития консолидированного бюджета в целом и его элементов. Кроме того, принцип комплексности устанавливает связи между общим бюджетным прогнозом и частными бюджетными прогнозами, такими, как прогнозы налоговых и неналоговых поступлений. Принцип комплексности применяется на всех бюджетных уровнях, использующих сопоставимые показатели.
Принцип приоритетности одних процессов по отношению к другим может быть проиллюстрирован следующим примером: первичным является прогноз налоговых доходов, поскольку они составляют большую часть бюджетных поступлений.
Разрабатывая бюджетные планы и прогнозы, необходимо опираться на реальные условия, в которых функционирует бюджет. Для осуществления этого требования важно соблюдать принцип адекватности планирования и прогнозирования реальности. Перед органами власти, разработчиками бюджетных планов и прогнозов должны ставиться реальные цели и задачи.
Принцип вариантности требует разрабатывать большое количество бюджетных прогнозов, в которых будут рассматриваться разные количественные характеристики. Этот принцип дополняется принципом альтернативности, который предусматривает разработку независимых прогнозов, отличающихся вводимыми параметрами по ограничениям.
Принцип целенаправленности бюджетного планирования и прогнозирования является следствием необходимости решать конкретные задачи, порождаемые экономическими и финансовыми отношениями. На базе бюджетных прогнозов вырабатываются оптимальные краткосрочные и среднесрочные планы, служащие для обеспечения целевых показателей.