Понятие и сущность бюджета
Бюджет - это форма аккумулирования и использования фонда финансовых ресурсов, которые в дальнейшем направляются для финансирования государственных нужд.
На современном этапе социально-экономическое развитие любой страны обеспечено формированием различного рода централизованных фондов, и, в первую очередь, общегосударственного фонда финансовых ресурсов, который и получил название государственного бюджета. На сегодняшний день государственный бюджет является ведущим звеном государственной финансовой системы.
Если говорить и государственном бюджете как об отдельной экономической категории, то под бюджетом следует понимать систему финансовых отношений, которые могут возникать в процессе формирования, планового распределения и расходования фондов финансовых ресурсов государства.
Термин государственного бюджета также характеризуется и юридическим аспектом, с позиции которого его стоит рассматривать как некоторый государственный финансовый план образования, распределения и расходования централизованного фона финансовых ресурсов государства или отдельных территориальных образований.
Основной целью формирования государственного бюджета можно назвать формирование условий с использованием денежных средств для эффективного развития государства, решения различного рода проблем и задач и т.д. Таким образом, бюджет государства вступает в качестве основного государственного инструмента в централизации и перераспределении полученного национального дохода.
Доходы бюджета
Под доходами бюджета понимают финансовые отношения, которые могут возникать между непосредственно государством и экономическими единицами, хозяйствующими субъектами и частными лицами в вопросах формирования централизованного фонда финансовых ресурсов.
На сегодняшний день классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджетов всех уровней современной бюджетной системы и базируется на действующих на территории РФ законодательных документах, которые определяют наиболее важные источники формирования их доходов.
Согласно делению российской бюджетной системы на уровни выделяют следующие виды доходов:
- доходы бюджета федерального уровня;
- доходы бюджетов отдельных субъектов РФ;
- доходы муниципальных образований.
Под доходами федерального бюджета понимают финансовые ресурсы, которые поступают на безвозмездной основе согласно положений действующих бюджетного и налогового законодательства в распоряжение федеральных органов государственной власти страны.
Среди доходов федерального бюджета можно выделить следующие:
- налоговые доходы бюджета федерального уровня, кроме доходов, которые передаются в форме регулирующих трансферов бюджетам более низких уровней бюджетной системы страны;
- собственные неналоговые доходы;
- профицит финансовых ресурсов прошлых периодов;
- доходы, которые были переданы в бюджет в форме безвозмездных и безвозвратных платежей.
Среди доходов бюджета отдельных субъектов РФ можно выделить следующие:
- налоговые доходы, полученные в форме региональных налогов, федеральных налогов и сборов, налогов, которые перечисляются в связи с использованием различного рода специальных режимов налогообложения;
- неналоговые доходы;
- прочие поступления, не противоречащие действующему законодательству страны.
Доходы муниципальных образований могут быть сформированы за счет следующих источников:
- местных налогов и сборов;
- налоговых доходов, полученных в форме региональных налогов, федеральных налогов и сборов, налогов, которые перечисляются в связи с использованием различного рода специальных режимов налогообложения;
- различного рода неналоговых доходов.
Стоит отметить, что наибольший удельных вес среди доходов государственного бюджета занимают именно налоги и сборы (порядка 90%).
Характеристика налоговых доходов бюджета
В соответствии с действующим бюджетным законодательством состав доходов всех уровней государственного бюджета установлен как комплекс собственных налоговых и неналоговых доходов, различного рода перечислений, уплаченных на безвозмездной основе.
Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который может взиматься как с хозяйствующих субъектов, так и с частных лиц в форме отчуждения принадлежащих им финансовых ресурсов, в целях финансового обеспечения деятельности государства на различных уровнях.
На сегодняшний день в РФ установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов от таких налогов как: НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ, акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, которые изготавливаются на территории государства, прочих налогов федерального уровня, которые в обязательном порядке подлежат распределению между всеми уровнями бюджетной систем РФ.
В зависимости от метода взимания налоги можно разделить на две группы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются напрямую с налогоплательщика, т.е. с его имущества и получаемых доходов, а косвенные напрямую не связаны с личными доходами и активами отдельных субъектов, а, как правило, устанавливаются в форме различного рода надбавок к стоимости товаров, услуг и т.д.
Одним из источников налоговых доходов являются акцизы, которые были введены в России в 1992 году. В качестве объектов налогообложения в данном случае рассматривается оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Включается налог в цену товара и, следовательно, оплачивается покупателями товаров.
На сегодняшний день налоговое законодательство определяет перечень товаров, которые могут облагаться акцизом. К ним относятся: спирт этиловый из всех видов сырья, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили легковые и мотоциклы, моторные масла для двигателей, прямогонный бензин, дизельное топливо, спиртосодержащая продукция.