Государственный бюджет – это форма мобилизации и использования денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства по достижению целей и решению задач социально-экономического развития страны.
Общие сведения о государственном бюджете
Государство так же, как и фирмы с домохозяйствами, является участником экономических отношений. Оно в результате своей жизнедеятельности также получает определенные доходы и несет определенные расходы. Данные финансовые потоки нашли оформление в таком финансовом явлении, как бюджет.
Бюджет представляет собой план государства по образованию и расходованию денежных средств в течение определенного периода времени. Как правило, краткосрочный горизонт планирования составляет один календарный год, среднесрочный – три года.
План утверждается в форме специального документа, который имеет на территории страны силу закона. Составлением и исполнением бюджета занимаются исполнительные органы государственной власти (правительство), а его утверждением и контролем за исполнением – законодательные органы (парламент).
Доходы государственного бюджета по большей части формируются за счет введенных на территории страны налогов и иных обязательных платежей. Также государство получает доходы от ведения предпринимательской деятельности, использования имущества и т.д.
Расходы государственного бюджета непосредственно связаны с причинами возникновения и существования государства. В связи с этим бюджетные средства в основном расходуются на обеспечение военной безопасности, удовлетворение социальных нужд, содержание административного аппарата и т.д.
Сущность проблемы сбалансированности государственного бюджета
Государственный бюджет формируется и исполняется исходя из ряда фундаментальных принципов. Одним из таких принципов является принцип сбалансированности бюджета. Он заключается в том, что расходные обязательства бюджета должны находиться в количественном соответствии, в равновесии с источниками финансирования.
Обеспечение сбалансированности бюджета является актуальной проблемой в сфере государственных финансов. Считается, что, если государственный бюджет сбалансирован, то органы государственного управления и территориальные администрации функционируют на здоровой основе.
На самом деле в настоящее время в большинстве стран мира, на всех уровнях бюджетной системы бюджеты исполняются с превышением расходов над доходами. Подобная ситуация называется бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит (т.е. отсутствие сбалансированности бюджета) имеет большое число причин возникновения. Основными из них принято считать следующие причины:
- проведение в национальной экономике структурных и иных масштабных реформ, что требует увеличенного государственного финансирования соответствующих мероприятий;
- возникновение и развитие экономического кризиса, в результате которого происходит сокращение доходов государственного бюджета;
- наступление форс-мажорных и чрезвычайных обстоятельств (например, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д.), на устранение последствий которых выделяют большие объемы бюджетных средств;
- низкая эффективность национальной финансовой (в том числе, бюджетно-налоговой) системы, одним из сбоев которой является наличие дефицита государственного бюджета;
- распространение коррупции и иной экономической преступности в государственном секторе.
Сейчас основным методом покрытия бюджетного дефицита является осуществление государством заимствований на финансовых рынках. Чаще всего, происходит выпуск в обращение государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, чеков и т.п.), которые приобретают правительства других стран, а также иностранные и отечественные организации и граждане.
Также зачатую прибегают к такому методу финансирования, как кредитование. Кредиты могут предоставляться как внутри страны (от вышестоящего бюджета или местного банка), так и из-за рубежа (от правительств иностранных государств и международных финансовых организаций).
Ещё существуют варианты с эмиссионным и налоговым покрытием бюджетного дефицита. Первый вариант заключается в том, что центральный банк страны осуществляет дополнительную, ничем не обусловленную эмиссию денежных средств. Второй вариант предполагает, что недостающий объем доходов бюджета будет компенсирован благодаря поднятию налоговых ставок и введению новых налогов.
Однако эти два варианта предпочитают избегать. Эмиссия, как правило, вызывает резкий рост цен в стране (инфляцию), а увеличение налогового бремени сказывается дестимулирующим образом на деловой активности в стране. Т.е. временная выгода для бюджета окажется несоизмеримо меньшей, чем ущерб, наносимый национальной экономике.
В этих условиях сбалансированность государственного бюджета может быть обеспечена в результате применения следующих методов:
- установление лимитов на объемы бюджетных расходов с учетом текущего экономического потенциала общества и степени централизации доходов;
- совершенствование и повышение объективности распределения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы государства;
- создание в сфере международных бюджетных отношений системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи;
- планирование бюджетных расходов в увязке с прогнозируемыми бюджетными доходами;
- применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают реальное поступление денежных средств с финансовых рынков.
Таким образом, решение проблемы сбалансированности государственного бюджета требует от уполномоченных органов государственной власти принятие комплексного подхода, учитывающего текущую экономическую обстановку в стране и в мире.