Государственные и муниципальные заимствования: сущность и предназначение
Государственное (муниципальное) заимствование - это передача в собственность государства или отдельного муниципалитета финансовых ресурсов на условиях возвратности и платности.
Как правило, подобные заимствования используются для так называемого долгового финансирования существующего дефицита бюджета государства или отдельного муниципалитета.
На сегодняшний день государственными и муниципальными заимствованиями принято считать займы, которые привлекают от частных лиц и хозяйствующих единиц, экономических субъектов, сторонних государств, различного рода международных и транснациональных финансовых организаций, при этом возникают долговые обязательства государства, выступающего в роли заемщика или гаранта.
Стоит отметить, что государство прибегает к привлечению займов не только в условиях возникновения кризиса различного уровня, но и в достаточно стабильных ситуациях. Любой займ подразумевает его обязательное обоснование и организационную подготовку. Как правило, обоснование с экономической точки зрения включает в себя оценку расходов, которые непосредственно связаны с размещением займа, его обслуживанием, т.е. уплатой начисленных процентов и погашением, сравнение и анализ различных вариантов заимствований, определения уровня их эффективности, сравнение планируемых расходов с прогнозируемым выгодами, которые могут быть получены от использования финансовых ресурсов. Сложнее всего осуществлять оценку потенциальных выгод, т.к. они характеризуются не только экономической, но и социально-политической составляющей, таким образом, не во всех случаях могут быть измерены количественно, а также отнесены к какому-либо периоду времени.
В рамках организационной подготовки займа подразумевают, что государство в обязательном порядке должно формировать систему управления привлеченными финансовыми ресурсами, для чего выбирается так называемый генеральный агент по обслуживанию займов, осуществляющий необходимые операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. В настоящее время в РФ роль генерального агента играет Банк России.
Государственные (муниципальные) заимствования представляет собой определенного рода отношения, затрагивающие вторичное распределение стоимости ВВП и некоторой доли национального богатства, в рамках которого государство в большей части играет роль заемщика, реже - кредитора или гаранта.
Как правило, с помощью государственных и муниципальных заимствований государство реализует возможность мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для финансирования собственных нужд и потребностей, а также для выполнения своих функций.
Подводя итог, можно сделать вывод, что подобные заимствования дают возможность решать следующие задачи:
- мобилизация государственным аппаратом управления дополнительных финансовых ресурсов и расходование их для надлежащего исполнения своих обязанностей;
- консолидация временно свободных финансовых ресурсов частных лиц, хозяйствующих единиц и экономических субъектов;
- покрытие возможного дефицита государственного или муниципального бюджета;
- осуществление региональной финансово-кредитной политики, направленную прежде всего на выравненные социально-экономического уровня всех субъектов федерации;
- решение муниципалитетами особенно важных социально-экономических задач;
- финансирование и непосредственная поддержка развития наиболее приоритетных для национальной экономики отраслей хозяйства.
Государственные и муниципальные заимствования в системе финансов
В настоящее время в зависимости от того, в какой валюте выражены государственные и муниципальные заимствования, они условно делятся на две группы: внутренние и внешние. Внешние заимствования выражены в зарубежных валютах, внутренние – в национальной, т.е. в российских рублях. На сегодняшний день от лица РФ осуществлять внешние заимствования вправе Правительство или иной уполномоченный им федеральный орган власти. Стоит отметить, что отдельные регионы, которым не была выделена финансовая помощь в рамках выравнивания уровня обеспеченности, вправе также осуществлять внешние заимствования, в отличие от муниципальных образований, которые имеют право привлекать исключительно внутренние займы.
Наиболее эффективным заимствований в настоящее время выступает эмиссия различного рода государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть использованы для реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия выполняется исключительно в соответствии с законом о бюджете того или иного уровня, а также принятой программой внутренних и внешних заимствований. При осуществлении выпуска ценных бумаг крайне важно учитывать ограничения, которые установлены БК РФ для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.
В решении об эмиссии в обязательном порядке отражаю: информация об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, метод исполнения обязательств по ценным бумагам. Любая эмиссия ценных бумаг в обязательном сопровождается публикацией условий займа. Как правило, он разбивается на несколько частей, которые называются траншами.
На сегодняшний день на территории РФ действует единая система учета и регистрации государственных и муниципальных кредитов, а непосредственно эмиссия ценных бумаг отдельных регионов и муниципальных образований должна в обязательном порядке быть зарегистрирована в Министерстве финансов (соответствующей долговой книге).
Ведение Государственной долговой книги РФ относится к компетенции Министерства финансов. В данном документы в полном объеме отражается информация об величине принятым долговым обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по эмитированным бумагам.