Роль государственного регулирования финансов организации
Государственное регулирование финансов организации - это совокупность инструментов и мероприятий, с помощью которых государство оказывает влияние на финансовую деятельность организаций.
Финансы организаций - это основное звено государственной финансовой системы. Именно в них происходит формирование основной части национального дохода. В то же время финансы организаций имеют подчиненное положение в финансовой системе. Государственные и муниципальные финансы находятся в более высоком положении.
В государстве финансовые отношения служат для распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, созданного за определенный временной интервал. Таким образом, финансовые отношения возникают и функционируют на второй стадии общественного воспроизводства. Это стадия распределения валового внутреннего продукта в соответствии с целевым назначением и и субъектами хозяйствования.
В качестве носителей финансовых отношений рассматриваются финансовые ресурсы, формирующиеся по большей части у хозяйствующих субъектов из накопленной выручки. Государственные финансовые ресурсы преимущественно складываются из налогов и сборов, которые в ходе общественного перераспределения изымаются у субъектов хозяйствования. Соответственно, по своей сути налоговые доходы бюджетов разных уровней представляют собой перераспределённые финансовые ресурсы.
Объективная необходимость государственного регулирования финансовых ресурсов обусловлена взаимосвязью в функционировании звеньев финансовой системы страны.
Государственное воздействие в первую очередь ориентируется на формирование оптимальных условий для формирования, использования, функционирования капитала и денежных фондов организаций.
Основная задача, которая решается в процессе государственного регулирования финансов компаний, - это установление и контроль финансовых пропорций, в которых накопления распределяются для обеспечения баланса общественных и корпоративных интересов.
Ключевые направления и инструменты государственного регулирования финансов организаций
Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования финансов организаций:
- обеспечение сменяемости форм стоимости. В ходе кругооборота фондов происходит трансформация денежной формы стоимости сначала в товарную, такую как сырье, материалы и полуфабрикаты, а позднее - после завершения производственных операций - вновь в первоначальную денежную, то есть выручку от реализации,
- распределение получаемых от хозяйственной деятельности доходов. После уплаты косвенных налогов выручка от реализации направляется на возмещение материальных затрат, оплаты труда и прибыль,
- перераспределение прибыли. Прибыль организации делится на осуществляемые в бюджет платежи, такие как налог на прибыль и иные аналогичные, и оставляемую в распоряжении компании прибыль - чистую прибыль,
- использование чистой прибыли. Из прибыли, которая остается в распоряжении компании, формируют фонды накопления, потребления, резервы и т.д.,
- контроль за состоянием капитала и финансовых ресурсов организации. Для оценки финансового состояния используют систему показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и независимости.
Государство осуществляет воздействие на финансы компании с помощью ряда методов:
- экономических,
- социальных,
- административно-правовых.
Традиционно основной для институтов государственности является группа административно-правовых методов регулирования. Они позволяют формализовать систему финансовых отношений, складывающихся между корпоративными собственниками и государством, обеспечивают легитимизацию инструментов и форм регулирования. На практике их реализация связана с действием государственного законодательства, которое прямым или опосредованным образом влияет на финансовые отношения.
Сбалансированность между финансовыми интересами государства и хозяйствующих субъектов достигается только при применении экономических методов регулирования. Эта группа методов позволяет создать предпосылки для применения методов первой группы на основе товарно-денежных отношений. На современном этапе развития эти две группы методов настолько тесно связаны, что вычленение обособленного воздействия каждой из них практически невозможно. Например, система налоговых норм представляет собой инструмент административно-правового регулирования, а конкретные налоговые ставки - экономического.
За счет регулирования и направления денежных потоков на образование финансовых ресурсов, государство получает возможность достичь своих основных целей, таких, как обеспечение благополучия граждан. Для этого в систему применяемых методов регулирования необходимо добавить социальные методы. Социальные методы служат для исполнения социальных нормативов. В российской действительности степень воздействия социальных методов крайне мала.
По форме выделяют прямое, косвенное и смешанное государственное регулирование:
- для осуществления прямого воздействия государство применяет налогообложение текущих и накопленных доходов субъектов хозяйствования, взимание неустоек и штрафов, установление ограничений при ценообразовании и денежном обращении, а также прямое финансирование расходов компаний,
- для осуществления косвенного регулирования устанавливаются социальные денежные нормативы, разрабатываются государственные нормы и лимиты рекомендательного характера,
- для осуществления смешанного регулирования применяется система неналоговых платежей, льготное налогообложение и льготное финансирование, система нормативов при оценке финансового состояния компаний.