Сущность государственной финансовой поддержки
Государственная финансовая поддержка науки - это система мероприятий, направленных на развитие науки и исследовательской деятельности.
На сегодняшний день около 50% всех функционирующих научных организаций и субъектов относится к группе бюджетных, т.е. они в обязательном порядке получают гарантированное финансирование от лица государства, величина которого находится в зависимости исключительно от штатной численности работников организации. Стоит отметить, что подобное финансирование никаким образом не стимулирует активную научную и исследовательскую деятельность, поэтому в условиях существующих на сегодняшний день бюджетных ограничений данный механизм характеризуется относительно низкой эффективностью. В связи с этим, а также в связи с возникновением потребности перехода от поддержки исследований по достаточно широкому фронту к финансированию ограниченного количества приоритетов, появилась необходимость внесения существенных изменений в механизм распределения бюджетных финансовых ресурсов для развития научной и исследовательской деятельность.
Стоит отметить, что в реформирование бюджетного процесса входил и пересмотр бюджетной классификации на финансирование научной и исследовательской деятельности в направлении ее большей целевой ориентации, что способствовало дальнейшему переходу к широкому конкурсному распределению финансовых ресурсов государственного бюджета (в большей степени посредством использования механизма различного рода федеральных целевых программ), а также разработка методики осуществления бюджетного процесса, который в большей степени был бы ориентировал на конечный результат, а не сам процесс.
На сегодняшний день Министерством образования и науки сформированы следующие цели поддержки научной и исследовательской деятельности;
- обеспечение благоприятных условий не только для развития, но и для эффективного использования научно-технического потенциала;
- обеспечение наиболее благоприятных условий для активизации инновационной деятельности в стране.
Огромное количество исследований свидетельствует о том, что для молодых ученых и исследователей, кроме заработной платы, не менее важными факторами являются и условия осуществления трудовой деятельности, например, наличие мощной оргтехники, возможности принимать участие в крупных проектах, а также наличие перспектив карьерного роста в сфере науки и исследований. В учреждения, где были приняты во внимание данные факторы и реализованы необходимы мероприятия, например, введены пост-докторских позиций, опережающий рост заработной платы молодых специалистов) проблема притока молодого персонала в научную сферу была решена.
На сегодняшний день на государственном уровне развитие научной и исследовательской деятельности поддерживается по следующим направлениям:
- формирования наиболее эффективных финансовых механизмов - фондов, в т. ч. венчурных и внебюджетных;
- софинансирование развития инновационной инфраструктуры, например, создания различного рода технопарков, инновационно-технологических центров, инкубаторов.
Большая часть из организованных фондов и объектов инфраструктуры функционирует для поддержки субъектов малого бизнеса, осуществляющих научную и исследовательскую деятельность. Несмотря на довольно значительное число существующих объектов инновационной инфраструктуры, их фактическая эффективность невысока, а число малых инновационных предприятий в стране не растет. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что работающими в инновационной сфере можно считать около 10% числящихся в ней объектов инфраструктуры. В большей части подобный результат объясняется тем, что значительная доля инфраструктурных объектов была сформирована только под задачу получения государственного финансирования, а контроль и надзор за осуществление ими деятельности со стороны государства не осуществлялся.
Основные проблемы финансирования российской науки
В ходе экономических реформ, проведенных после распада СССР, т.е. в период, когда закладывались основы рыночной экономики, даже те отрасли, которые во всем мире поддерживаются государством, в т. ч. и фундаментальная наука, не финансировались в достаточной степени. Так, уже в 1991 году расходы на научную и исследовательскую деятельности составили порядка 67% от уровня 1990г., а в 1997г. они не превышали 28 %.
Можно говорить о том, что субсидии и различного рода ассигнования в научную и исследовательскую деятельность за счет финансовых ресурсов федерального бюджета за первые пять лет реформ (с 1991 гг.) снизились в шесть раз, численность занятых – примерно вдвое.
В сложившихся условиях низкого уровня финансирования научных учреждений можно отметить снижение расходов на оборудование, материалы, а также в значительной степени сворачивание работ на перспективу, переход к выполнению более краткосрочных проектов. Также в этот период достаточно серьезным испытаниям подверглась материально-техническая база научной и исследовательской деятельности. С другой стороны, недостаточный уровень платёжеспособности значительной доли экономических единиц обусловила снижение спроса на научно-техническую продукцию со стороны легкой и тяжелой промышленности. Так, на фоне прогрессирующего сокращения научно-технической деятельности достаточно стремительными темпами снижались объемы прикладных исследований, а также крупномасштабных разработок. Таким образом, сложилась устойчивая тенденция к снижению перспективных научных заделов, способных обеспечить развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.
На сегодняшний день реализованы мероприятия по увеличению заработной платы работникам научных организаций, государственных академий наук, что способствовало тому, что среднемесячная зарплата в научной сфере впервые за много лет превысила аналогичный показатель по экономике в целом. Также в значительной степени возросла степень адаптации научной и исследовательской сферы к современным условиям рыночной экономики и рынка.