Теоретические аспекты финансовой стратегии фирмы
Финансовая стратегия фирмы – это планирование на долгосрочный период направлений деятельности и мероприятий, нацеленных на накопление финансовых ресурсов и их эффективное использование, а также обеспечение оптимальности и стабильности работы хозяйственного субъекта.
Основополагающие элементы финансовой стратегии:
- Система управления финансами предприятия;
- Система финансовых отношений (внешних, внутренних);
- Внутренние нормативно-правовые акты.
Финансовая стратегия выступает ориентиром для осуществления фирмой любого стратегического, тактического и оперативного решения, которые обеспечивают такие важные этапы, как подготовка, оценка, а также внедрение программы стратегического финансового развития фирмы.
Принципы формирования финансовой стратегии:
- Актуальность и современность (она должна меняться вместе с условиями внешней среды);
- Обоснованность (основывается на экономических расчетах, учитывающих влияние внешней и внутренней среды, а также состояние экономики и отрасли, в которой функционирует предприятие, на основании которых составляются прогнозные документы);
- Согласованность (согласовывается с внутренними и внешними нормативно-правовыми актами и с корпоративной стратегией развития).
Разработка финансовой стратегии фирмы (основные шаги)
В процессе создания финансовой стратегии фирмы необходимо:
- Определить срок ее формирования;
- Исследовать факторы внешней (финансовой) среды;
- Оценить сильные/слабые стороны финансовой деятельности предприятия;
- Комплексно оценить стратегическую финансовую позицию предприятия;
- Сформировать стратегические цели финансовой деятельности;
- Разработать целевые стратегические нормативы финансовой деятельности;
- Принять стратегически важные финансовые решения;
- Оценить разработанную финансовую стратегию.
Срок формирования финансовой стратегии зависит от различных условий, таких как:
- Продолжительность периода формирования корпоративной стратегии развития всего предприятия, которой подчиняется финансовая стратегия;
- Непредсказуемость развития экономики, а также конъюнктуры сегментов рынка, с которыми связана финансовая деятельность предприятия;
- Отрасль, к которой принадлежит предприятие;
- Размер фирмы;
- Стадия жизненного цикла фирмы и др.
На этапе исследования факторов внешней финансовой среды:
- Изучается конъюнктура финансового рынка и ее определяющие факторы;
- Разрабатывается прогноз конъюнктуры по отдельным сегментам рынка.
Оценка слабых и сильных сторон направлена на определение того, способно ли предприятие воспользоваться новым инвестиционными возможностями, а также на выявление характеристик, ослабляющих результативность финансовой деятельности.
Оценка стратегической финансовой позиции помогает определить уровень стратегического мышления собственников/управляющих, финансовых менеджеров фирмы, уровень их знаний о состоянии и динамике элементов внешней среды, эффективность систем финансового анализа предприятия, планирования и контроля, их ориентированность на решение стратегических задач и т.п.
Формирование стратегических целей финансовой деятельности направлено на обеспечение роста благосостояния собственников и максимальной рыночной стоимости предприятия, выбора эффективных направлений финансовой деятельности, формирования достаточного объема финансовых ресурсов, минимизации уровня финансовых рисков осуществляемой деятельности. Одна из главных целей – самоокупаемость и независимость предприятия.
Главная финансовая цель разбивается на подцели (величина прибыли, собственного капитала, его рентабельности, оценка финансовых рисков и т.д.)). Каждая подцель выражается в конкретных показателях (рентабельность продаж, соотношение собственного и заемного капитала, уровень платежеспособности и ликвидности). Стратегические финансовые цели становятся более конкретными при использовании целевых стратегически нормативов. Они являются базой принятия управленческих решений и контроля выполнения финансовой стратегии.
На этапе принятия стратегических финансовых решений определяются: стратегии финансового развития организации в разрезе отдельных преобладающих сфер, политика отдельных сфер финансовой деятельности, альтернативы подходов к реализации намеченных целей, их оценка и отбор.
Оценка разработанной стратегии осуществляется на основании экономических и внеэкономических критериев, которые устанавливаются организацией. По результатам стратегия может корректироваться, далее она принимается к реализации.
Виды финансовых стратегий
В широком смысле финансовая стратегия состоит из:
- Целевой стратегии;
- Ресурсной стратегию.
Виды целевой финансовой стратегии (возможны комбинации):
- Стратегия роста стоимости компании;
- Стратегия роста объемов продаж;
- Стратегия роста прибыли.
Ресурсную финансовую стратегию определяют источники финансирования реализации финансовых целей предприятия (обосновывает целесообразность привлечения заемных ресурсов и их объемы). Ее виды:
- Стратегия самофинансирования;
- Инвестиционная финансовая стратегия.
Ресурсная стратегия направляется, в первую очередь, на поддержку финансовой устойчивости, под которой подразумевается состояние ресурсов, когда фирма использует ресурсы на столько эффективно, что обеспечивает бесперебойных процесс производства и продажи продукции.
Существует другая классификация подсистем финансовой стратегии фирмы:
- Генеральная финансовая стратегия – прогноз деятельности предприятия на большой период времени, включает в себя группу оперативных финансовых стратегий, определяет взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование, использование дохода организации, потребности в финансовых ресурсах и их источниках;
- Оперативная финансовая стратегия – реализует выполнение части генеральной стратегии, детализирует ее на небольшом отрезке времени, контролирует расходование средств и мобилизацию внутренних резервов;
- Стратегия выполнения отдельных стратегических задач – характеризует достижение одной из стратегических целей, не ограничена временными рамками, выполняется одновременно с генеральной и/или оперативной финансовой стратегией.