Процесс выработки стратегии фирмы включает в себя ряд основных этапов:
Нельзя принимать решения в части выработки стратегии, не имея при этом четкого представления, в фирма находится каком состоянии и какие она реализует стратегии. Необходимо оценить ряд внешних и внутренних факторов для того, чтобы уяснить реализуемую стратегию.
Внешние факторы включают в себя:
Среди внутренних факторов:
Данный анализ - один из основных инструментов стратегического управления. Анализ портфеля продукции может дать наглядное представление о том, что как отдельные части бизнеса связаны между собой и что портфель как сумма – это не просто сумма его частей. Выделяют следующие направления проведения анализа:
Сами по себе матрицы анализа портфеля продукции - это не инструмент принятия решения, они лишь показывают состояние продуктового портфеля, которое должно быть учтено руководителем при принятии решений.
Данный выбор осуществляется на базе анализа основных факторов, характеризующих состояние фирмы, а также результатов анализа продуктого портфеля, характера и сущности реализуемой стратегии.
Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.
А. Томпсон и А. Стрикланд предложили матрицу выбора стратегии, в зависимости от динамики рыночного спроса на продукцию и конкурентных позиций фирмы (рис. 1).
Рис. 1. Матрица выбора стратегии фирмы
На рисунке 1 стратегии располагаются в порядке предпочтения.
Цели фирмы придают оригинальность и уникальность выбору стратегии применительно для каждой конкретной фирмы. Цель отражает то, к чему фирма стремится.
Интересы и отношение руководства играет существенную роль при выборе стратегии развития фирмы. Руководство может любить риск, а может наоборот, стремиться любыми способами его избегать. И данное отношение в выборе стратегии развития может стать решающим. Личная симпатия или антипатия со стороны руководителя также может сильно повлиять на выбор стратегии.
Финансовые ресурсы фирмы оказывают большое влияние на выбор стратегии, поскольку все изменения поведения фирмы требуют существенных финансовых затрат.
Квалификация персонала, как и финансовые ресурсы – это сильный ограничительный фактор при выборе стратегии развития фирмы. Не имея полной информации о квалификационном потенциале сотрудников, руководство не сможет сделать правильного выбора стратегии фирмы.
Обязательства фирмы по ранее реализуемым стратегиям также создают в развитии фирмы определенную инерционность. Нельзя отказаться полностью от предыдущих обязательств по причине перехода к новой стратегии.
Степень зависимости от окружающей среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии. Бывают ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что она делать выбор стратегии не вольна. Такая сильная внешняя зависимость может быть связана с законодательством, некоторыми социальными ограничениями, зависимостью от окружающей среды или от политических факторов.
Временной фактор обязательно должен приниматься во внимание во всех случаях выбора стратегии. Это связано с тем, что как возможности, так и планируемые изменения всегда имеют временную границу.
Данная оценка осуществляется в форме анализа правильности и достаточности учета всех факторов при выборе стратегии фирмы. Процедура оценки выбранной стратегии подчинена конечном счете тому, приведет ли выбранная стратегия к достижению целей фирмы. И это является ключевым параметром оценки выбранной стратегии. Если стратегия целям фирмы соответствует, то ее дальнейшая оценка проводится по таким направлениям:
Итак, выработка стратегии фирмы не является самоцелью стратегического управления. Это сложная и трудоемкая работа приобретает смысл только в случае, если стратегия реализуется и в дальнейшем. Для контроля процесса выполнения стратегии руководитель должен разрабатывать программы, планы, проекты, бюджеты, мотивировать процессы - управлять ими. Важное свойство выполнения стратегии - это то, что оно в силу плохого реализации хорошей стратегии не только может создать трудности для организации, но также и то, что при условии хорошего осуществления оно может дать шанс на успех организации, даже при допущении ошибки в процессе выработки стратегии. Хорошее выполнение стратегии может компенсировать негативные последствия, которые могут возникнуть при реализации стратегии по причине ее недостатков или в силу появления непредвиденных изменений в среде.