Финансовые системы англо-саксонских стран
Финансовые системы развитых стран - это структуры и принципы построения финансов, которые практикуются в странах с развитой экономикой.
Ключевым компонентом модели финансовых систем англо-саксонских стран выступает конкуренция, проявляющаяся на товарных рынках. Она повышает чувствительность фирм к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Такие воздействия не могут полностью преодолеваться за счёт ценовых корректировок, что заставляет компании более быстро реагировать на происходящие изменения рыночных условий. Финансовые рынки выступают в роли инструмента, который позволяет фирмам адаптироваться к складывающимся обстоятельством. Они позволяют применять широкий спектр инструментов для диверсификации рисков, возникающих из-за отсутствия ориентация на развитие государства всеобщего благосостояния.
Англо-саксонская модель специализируется на отраслях, требующих быстрой адаптации к изменениям в различных сферах и прочно связывающих промышленность и университеты. Примерами могут служить:
- компьютерные науки,
- биотехнологии,
- электроника.
Рассматриваемая модель в большей степени располагает принимать краткосрочные финансовые решения, а не ориентироваться на долгосрочные цели. В рыночной модели конкуренция проявляется не только между фирмами, но и между индивидуумами. В связи с этим профессиональная переподготовка более тяготеет не к потребностям конкретной компании, а к освоению профессий, широко востребованных разными фирмами.
Ярким представителем англосаксонской финансовой системы является система США.
Финансовые системы развитых стран континентальной Европы
Финансовые системы развитых стран континентальной Европы тяготеют к социал-демократической модели. В них достаточно много внимания уделяется защите работников. За счет централизации финансовой системы преобладают долгосрочные корпоративные стратегии. Активно применяется политика коллективных переговоров, переговоры о заработной плате хорошо скоординированы. В европейской интеграционной модели главная отличительная черта заключается в том, что государственным институтам отводится определяющая роль в экономических улучшениях и инновациях. Государственные расходы формируют спрос в трех экономических отраслях:
- здравоохранение,
- транспортная инфраструктура,
- телекоммуникации.
Большая часть исследований проводится государством. Образовательная система также подконтрольна государству. Проблемы проведения исследований частным сектором связаны с уровнем профессиональной подготовки и потребностями частных компаний.
Государственное регулирование традиционно играет существенную роль в распределении банковских кредитов. В связи с этим система более благоволит к крупным компаниям, чем к малому бизнесу и новым фирмам. Органы государственной власти выступают важными агентами вопросах балансирования спроса и предложения в сферах кредитования, инноваций и производства.
Характерный представитель рассматриваемой модели - Германия. В основе системы внутренних немецких сбережений лежат сберегательные и универсальные банки, а также страховые компании. Фондовому рынку отводится сравнительно скромная роль. Развитие пенсионных фондов сдерживается тем, что в социальном обеспечении доминируют государственные программы распределительного типа. На них возложены функции не только обеспечения минимального прожиточного уровня для пенсионеров, но и сохранение привычного им уровня жизни после выхода на пенсию.
Другой яркий пример - Франция, в финансовой системе которой преобладают страховые компании и банки. Государство принимает участие не только в регулировании, но и в формировании капитала крупных банков.
Финансовая система скандинавских стран
Базовым принципом скандинавской финансовой модели является комплементарность. Это значит, что отдельные элементы улучшают остальные части финансовой системы. Из-за сильного давления внешней конкуренции сфера трудовых отношений приобретает гибкость. Однако достижению гибкости способствуют не только временные увольнения и рыночные корректировки. Для обеспечения защиты работников используется широкий набор умеренных мер, высокий уровень социальной защиты и доступность профессиональной переподготовки. Для достижения такого эффекта проводится активная политика по вопросам трудовых отношений. Заработная плата устанавливается по солидарному принципу, что стимулирует инновации и рост продуктивности. Хорошо развита система здравоохранения, а также отрасли обработки материальных ресурсов - например, печатная и бумажная промышленность.
Такие социальные партнеры, как профсоюзы и профессиональные ассоциации, имеют достаточно полномочий, чтобы достигать взаимовыгодные компромиссы с работодателями. Современная образовательная система обеспечивает хорошую подготовку и конкурентоспособность рабочей силы. Экономика может быть охарактеризована как ограниченно открытая, вынужденная адаптироваться к внешним условиям конкуренции для поддержания жизненных стандартов на высоком уровне.
Развитие получило государство всеобщего благосостояния, что служит страховкой для индивидуумов от рисков, обусловленных реорганизации рабочих мест.
Характерный представитель скандинавской финансовой системы - Норвегия. В этой стране финансовая система имеет банковскую ориентацию. Уровень развития внутреннего финансового рынка умеренный.
Азиатская финансовая модель
Для азиатских стран характерно сотрудничество между крупными корпорациями, государством и централизованной финансовой системой. Благодаря этому развиваются долгосрочные стратегии. Самоинвестиции работников защищаются возможностями кадрового роста и профессиональной подготовки внутри крупных корпораций. Диверсификация рынков затрудняется недостатками социальной защиты. Поэтому для азиатской моделях критически важна стабильность, которую дают крупные корпорации. Между государством и бизнесом устанавливаются тесные взаимоотношения. Государство, перед тем как вмешаться в экономику, нередко консультируется с крупным бизнесом. Между банками и фирмами устанавливаются долгосрочные отношения.